Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Интеграция
29.08.2003 5 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Состязание в либеральности

Создание единого экономического пространства, унификация законодательства, регулирующего хозяйственную деятельность, -- эти и подобные им цели декларируются в многочисленных документах создаваемого Союзного государства. Недавно принятый Декрет Президента от 2003-07-14г. N 17 "О лицензировании отдельных видов деятельности" -- это один из основных нормативных актов, определяющих условия хозяйственной деятельности и уровень экономической свободы в нашем государстве...

Создание единого экономического пространства, унификация законодательства, регулирующего хозяйственную деятельность, -- эти и подобные им цели декларируются в многочисленных документах создаваемого Союзного государства. Недавно принятый Декрет Президента от 2003-07-14г. N 17 "О лицензировании отдельных видов деятельности" -- это один из основных нормативных актов, определяющих условия хозяйственной деятельности и уровень экономической свободы в нашем государстве. Насколько он соответствует идее создания этого единого экономического пространства и насколько обоснованы утверждения о том, что отечественная система лицензирования теперь выгодно отличается от существующей у восточных соседей?

Российский федеральный закон от 8.08.2001г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" содержит исчерпывающий перечень подлежащих лицензированию видов деятельности. Это бесспорное преимущество, означающее большую стабильность законодательства, поскольку длительная законотворческая процедура в парламенте защищает этот нормативный акт от частых "доработок", чего нельзя сказать о Декрете N 17.

Следует сделать оговорку, что российский закон не включает виды деятельности, осуществление которых регулируется специальным законодательством, -- кредитную, страховую, биржевую, нотариальную и ряд других. Несмотря на это, содержащийся в Законе перечень на первый взгляд кажется очень большим -- 119 лицензируемых видов деятельности, особенно в сравнении с 49, поименованными в Декрете N 17. Однако в российском законе перечислены именно виды деятельности, которые не дробятся на составляющие. В белорусском же законодательстве 36 из 49 лицензируемых видов деятельности имеют составляющие их работы и услуги, количество которых будет определять правительство с подачи заинтересованных ведомств. Более того, все перечисленное в российском законе вполне можно сгруппировать в три десятка направлений наподобие указанной в Декрете N 17 "деятельности в области...". Например, деятельность в области перевозки грузов и пассажиров в Декрете N 17 считается одним видом, включающим составляющие работы и услуги, а в законе РФ перечисляются 8 видов деятельности, относящихся к перевозкам.

В то же время, подробное перечисление лицензируемых видов деятельности имеет очевидный минус: на каждый из них потребуется получать отдельную лицензию.

И в Беларуси, и в России положения о лицензировании конкретных видов деятельности должны утверждаться правительством, что призвано обеспечивать единообразие в правовом регулировании данной сферы. Однако в Беларуси это требование уже нарушено -- Управление делами Президента постановлением от 2003-07-21г. N 2 утвердило Инструкцию о порядке выдачи лицензий на переработку и консервирование океанической рыбы и морепродуктов.

Немаловажным фактором является стоимость лицензии. В Беларуси введен единый размер лицензионного сбора -- 100 евро (10 за рассмотрение заявления и 90 -- за ее выдачу), что, по мнению правительства, является достаточно либеральным шагом. Однако в России лицензия обходится почти втрое дешевле -- 1300 российских руб. (300 руб. -- за рассмотрение заявления и 1000 руб. -- лицензионный сбор).

Процедуры получения лицензии во многом аналогичны -- в России так же, как и у нас, действует разрешительный порядок. Перечень документов, требуемых от соискателя лицензии, практически не отличается; в обеих странах он может дополняться положениями о лицензировании конкретных видов деятельности. Максимальный срок рассмотрения документов в России несколько больше -- до 60 дней. В то же время там не ограничивается максимально возможный срок действия лицензии, а также предоставляется возможность устанавливать бессрочное их действие в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности.

Принципиально различаются подходы к контролю за деятельностью лицензиата. В России лицензирующий орган может только приостановить действие лицензии и только в случае выявления неоднократных либо грубого нарушений лицензионных требований и условий; аннулирование лицензии возможно только по решению суда. В Беларуси же по-прежнему отдают предпочтение административным методам, наделяя правом и приостановления, и аннулирования лицензии сам лицензирующий орган.

Даже краткий сравнительный анализ законодательства двух государств показывает, что нам все еще есть к чему стремиться даже в сравнении с Россией, занимающей лишь 112-е место из 123 в мировом рейтинге экономической свободы.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений