Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2515
EUR:
3.4633
RUB:
3.4844
Золото:
248.77
Серебро:
2.95
Платина:
97.22
Палладий:
105.06
Назад
Социум
28.05.2004 17 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

СОКРОВИЩЕ ТАМ, ГДЕ СЕРДЦЕ

Фото: Белорусской Православной Церкви

Светлой памяти митрополита Филарета...

Высокопреосвященнейший митрополит Филарет, почетный Патриарший экзарх всея Беларуси, скончался 12 января, сообщается на официальном портале Белорусской православной церкви. Владыке было 85 лет. В декабре он перенес коронавирусную инфекцию. С 1990 по 2013 год митрополит Филарет руководил Белорусской православной церковью.

Об условиях процветания человека и страны размышляет на страницах "НЭГ" накануне праздника Святой Троицы Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси. 2004 год.

- Ваше Высокопреосвященство, каково Ваше мнение о влиянии христианских традиций на современное развитие общества и состояние экономики?


- В последнее время понятие "христианские традиции" зачастую используют лишь в качестве технического термина, за которым не всегда стоит его глубокое понимание и деятельное стремление воплощать в жизнь Божественные заповеди, Евангельские принципы и многовековой опыт их усвоения нашим обществом. А ведь именно это и составляет содержание христианских традиций Белорусской Православной Церкви, белорусского народа и всего православного мира в многообразии Поместных Церквей и национальных культур. Влияние христианских ценностей на жизнь общества прямо пропорционально их востребованности в личной, сокровенной жизни человека. В этом вопросе не важно, чем занимаешься, каково твое социальное положение и сколько тебе лет. Важно то, как ты определяешь свое место "пред лицем Божиим во свете живых", по выражению библейского псалмопевца Давида (Псалтирь, 55: 14).

- Какое место должно занимать в жизни человека стремление к богатству? Совместимы ли богатство и нравственность?

- Богатство не является критерием оценки человеческой личности. Его можно назвать, скорее, обстоятельством жизни человека, нежели мерилом качества его бытия с духовной точки зрения.

Резко отрицательное значение богатство приобретает тогда, когда становится самоцелью, подчиняя себе все душевные, духовные и материальные стремления человека.

Евангелие Христово предупреждает о том, что иметь попечение об одном лишь земном сокровище крайне губительно для души. "Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше", - говорит Господь Иисус Христос (Мф.6: 21).

Христианское мировоззрение рассматривает богатство как испытание личности. Первая его стадия - это определение того, какое место занимает материальное благосостояние в системе нравственных ценностей человека. Затем следует выбор способов стяжания богатства. Далее наступает ответственность за то, как добытым богатством распорядиться. Наконец, встает вопрос, сколько же этого богатства нужно, чтобы душа насытилась.

Причем заметьте, на каждом из этих этапов человека подстерегают сложнейшие искушения, о сути которых, думаю, каждый догадывается. И вот что опасней всего: достигнув желаемых вершин материального блага, его обладатель нередко обнаруживает ужасающую пустоту вокруг себя и в себе самом, которая становится причиной душевного кризиса и началом конца человеческой личности.

Взглянем вокруг и обратимся к истории: период первоначального накопления капитала всегда и во всех странах криминализован до крайности. Нравы в этот период особенно жестоки и циничны. Воистину, "люди гибнут за металл"! И только когда в общественном сознании наступает понимание того, что богатство любой ценой - это путь в никуда, - только тогда на- чинают пробиваться ростки сострадания и милосердия, социальной ответственности и благотворительности, законодательной твердости и исполнительской дисциплины.

Совместимо ли богатство с нравственностью? В такой же степени, как совместимо с ним, например, здоровье. И то и другое весьма переменчиво: сегодня есть, а завтра? На чем строить свою жизнь завтра, если ты вдруг стал беден и болен?

В одной из Евангельских притч богатый человек воскликнул: "Душа! Много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись". Но Бог сказал ему: "Безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?". Рассказав эту историю своим ученикам, Иисус Христос добавил: "Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет" (Лк. 12: 19-21).

История и современность знает немало порядочных и нравственных людей, которые обладают солидными капиталами и употребляют их с высокой степенью социальной и духовной ответственности. Поэтому здесь речь идет не о порочности богатства как такового, но о том, во что человек превращает его, приняв в свои руки: в орудие созидания или разрушения, в том числе и самого себя, и своих близких, и всего круга своего общения.

- Как следует строить культуру деловых отношений на основе христианских заповедей и традиций?

- Нужно учиться не соединять "образ врага" ни с конкурентом, ни с деловым партнером. Конечно, бизнес немыслим без состязательности, конкуренции, борьбы. Но для всех участников деловой активности существуют не только законодательные, но и нравственные правила ведения дел, которыми следует руководствоваться в собственных интересах и для общего блага.

Такие качества человека, как зависть, ненависть, алчность способны превратить жизнь его самого и окружающих в ад. Поэтому особенную ценность имеют в сфере предпринимательства высокая репутация, честность, порядочность, доброжелательность. По-настоящему сильный человек - это вовсе не "злой гений", но спокойный и уверенный в своей правоте труженик. Алчность и зависть - признаки слабой натуры.

Этика человеческих отношений, включая деловую культуру, требует воспитания чувств. А это процесс долгий, который может длиться не только годами, но периодами жизни целых поколений, когда духовно-нравственные сокровища, собранные предками, являются порою единственным, но воистину бесценным достоянием потомков. Так, например, умение "держать удар" - а это выражение, по-моему, популярно в деловой среде, - тоже категория из области культуры чувств и убеждений, которая формируется не в один день.

Поэтому меня радует, что система образования в области управления предприятиями и персоналом, природными ресурсами и финансами в нашей республике развивается довольно энергично. Но и здесь есть важная и очень тонкая особенность, о которой однажды сказал весьма уважаемый мною состоятельный бизнесмен и, особенно подчеркну, деятельный христианин. Он заметил, что бизнес - это в большей степени психология, чем специальные экономические знания, потому что в противном случае все профессора экономических наук были бы олигархами.

А психология есть наука о душе. И поэтому мы вновь возвращаемся к Евангелию как к лучшему учебнику по изучению человеческой души. Здесь и на ваш вопрос о культуре деловых отношений мы находим ответ: очень краткий и емкий, как все заповеди Христовы: "Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними" (Мф. 7: 12). Тот, кто полагает это "золотое правило" в основание своей деятельности, будет благоуспешен во всем.

- Способны ли государство и бизнес совместными усилиями обеспечить социальную справедливость в обществе?

- По-моему, в этом вопросе речь должна идти не о способностях, а об обязанностях. Если государство и бизнес хотят существовать, то они обязаны ставить во главу угла именно поддержание социального равновесия в обществе. Причем под обществом я имею в виду не только граждан страны в целом, но и членов каждого трудового коллектива фирмы, банка, завода, министерства, школы, больницы и так далее вплоть до... семьи, где учитываются интересы самого маленького человека.

Балансировка интересов всех слоев общества является в определенном смысле целью существования любого государства. Совсем не случайно в мировой практике наиболее успешной считается та государственная система, деятельность которой граждане как бы и не замечают. Когда основные социальные показатели сбалансированы, все работает четко и слаженно, каждый имеет возможность делать свое любимое дело без ущерба для других, на пользу себе и людям, в общем, не обращая внимания на механику государственного функционирования.

- Как человеку, тратя все время на работу и карьеру, сохранить себя как личность?

- Работа и попечение о карьерном росте вовсе не приводят к потере личности. Мы уже говорили о морально-нравственных и духовных приоритетах в деятельности предпринимателя. Его занятость и плотный рабочий график - это еще не утрата личностных качеств.

Утрата личности начинается там же, где и страсть в ее религиозном смысле, когда некая идея овладевает всем существом человека, не оставляя даже остатка для семьи, для настоящей дружбы и, наконец, для собственной души. В таких случаях говорят о "всепоглощающей страсти " к своему занятию, будь то добывание денег, изучение научной проблемы, блуждание в виртуальном мире или чтото иное.

Человек - слишком сложное существо. Его личность уникальна тем, что несет в себе образ и подобие Божие. Без осмысления этого можно очень много работать, но в конце концов "раствориться" в ежедневной суете, нигде не оставив о себе ни доброй памяти, ни сердечных воспоминаний. Это один из самых страшных видов одиночества: когда человек понимает, что его никто не любит, а материальные плоды его трудов ценятся выше него самого. Такое часто бывает с теми, кто собирается осчастливить весь мир, а на деле не способен подарить простое человеческое счастье даже одному близкому человеку. Такова болезнь духа. Духовно нездоровая личность действительно может потеряться в меркантильной суете, в пустых увеселениях и в толпе случайных и равнодушных спутников.

- Какими моральными принципами должны руководствоваться предприниматели в своей деятельности? Может ли конкурентная борьба вестись по правилам?

- А разве она может вестись без правил? Премудрый Екклесиаст весьма образно сказал несколько тысячелетий тому назад: "Кто копает яму, тот упадет в нее, и кто разрушает ограду, того ужалит змей" (Еккл. 10: 8). Господь Иисус Христос в Гефсиманском саду подтвердил, что "все, взявшие меч, мечом погибнут" (Мф. 26: 52). Распространите эти высказывания на сферу экономических отношений - и вы увидите в них правила, ограничивающие свободную конкуренцию от превращения ее в криминальное противостояние.

- Институт собственности тяжело прививается в нашем обществе. Как должны развиваться отношения собственности, собственников и государства?

- Владение собственностью неотъемлемо от человеческой природы.

Обыкновенному человеку свойственно желание устроить свое жилище, обеспечить семью, вырастить детей, дать им образование и профессию, наконец, оставить наследство своим потомкам.

Все это, по большому счету, и составляет институт собственности, о котором вы говорите. Но отношения государства и общества к собственности и к собственникам, действительно, могут быть довольно своеобразными. Например, я помню дискуссию в прессе в начале 80-х годов об упразднении права наследования. Предлагалось, чтобы отцы ничего не передавали в наследство своим детям, и все молодые люди начинали бы жизнь "с нуля", но зато при полном равенстве стартовых условий. Сегодня это звучит как бред, но тогда газеты пестрели всевозможными болезненными "прожектами".

Рецидивы такого мышления остались. Определенный слой общества предпочитает не иметь почти ничего, потому что не хочет нести ответственность ни за что. У других уровень потребностей ограничивается наличием дешевого алкоголя и табака. Сильный и свободный собственник может представляться опасным, например, малоспособному начальству или ленивому соседу.

Ответ на ваш вопрос я связываю именно с преодолением подобных мировоззренческих комплексов. Человек труда - это не только рабочий с молотом и крестьянка с серпом. Трудящимся становится каждый, кто не сидит, сложа руки, и соблюдает требования закона. В общественном сознании мелкий и средний предприниматель должен с полным на то основанием обрести статус труженика, а не комичного персонажа со страниц сатирического журнала полувековой давности.

Невозможно игнорировать ту объективную истину, что именно слой среднего и малого предпринимательства всегда выводит экономику из нестабильных или болезненных состояний. Крепкий средний слой создает рабочие места, платит налоги и не очень-то интересуется политикой, потому что у него есть свое дело: хозяйство, предприятие, производство, ферма, магазин и так далее, включая весь спектр современного рынка. Единственное, что ему нужно от государства, - это простые, понятные и устойчивые правила, которые оно устанавливает в отношениях с предпринимательскими структурами. И конечно, чтобы его не опекали чрезмерной заботой.

...Когда одного литературного персонажа работодатель спросил, что ему нужно для работы, тот ответил: "Чтобы меня любили ". И пояснил: "Мне хорошо работается, когда меня любят". По-моему, это универсальное условие для процветания человека труда, народа и всей страны.

----------------------------------
От редакции

История свидетельствует, что Православная Церковь всегда придавала большое значение духовным основам экономической деятельности. В дореволюционный период предпринимательство имело особые традиции, связанные с благотворительностью и делами милосердия, свидетельствовавшие о высоком нравственном и культурном уровне нашего народа. Сегодня особенно важно, чтобы эти традиции не забывались, а воскрешались, чтобы производство и предпринимательская деятельность вдохновлялись высоким идеалом любви к ближнему, неизменно служили общенародному благу. Именно нравственно обоснованный подход к труду является достойным вкладом в дело общегосударственного процветания.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений