$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проблемы и решения

Сокращение и перераспределение

05.06.2009

Большинству стран мира пришлось пересматривать свои бюджеты на 2009 г. в связи с мировым кризисом, причем некоторым — неоднократно. Не избежала этого процесса и Беларусь. Очередные корректировки финансовых планов предусмотрены в Указе Президента от 28.05.2009 № 264 «Об уточнении отдельных показателей республиканского бюджета на 2009 год».

Первоначально республиканский бюджет на текущий год Законом от 13.11.2009 № 450-3 был утвержден по расходам в сумме 57,7 трлн. Br исходя из прогнозируемого объема доходов 54,9 трлн. с предельным размером бюджетного дефицита 2,8 трлн. Однако уже в конце года пришлось задуматься о корректировке. Сначала Указом от 31.12.2008 № 713 был установлен нулевой дефицит бюджета страны с одновременным сокращением доходов и расходов до 54,9 трлн. Br. Впрочем, номинальное сохранение доходной части республиканского бюджета и сокращение расходов на размер дефицита объяснялось включением в состав бюджета резервного фонда Президента Беларуси, которым, как и ранее, вправе распоряжаться лишь глава государства.

Влияние мирового кризиса заставило правительство идти дальше. При этом ставилась задача сохранить установленные социально-экономические приоритеты в условиях явного снижения доходов бюджета страны и предприятий реального сектора экономики (см. «ЭГ» № 35 и № 38 от 12 и 22 мая).

В итоге, как сообщает Интерфакс со ссылкой на Минфин РБ, первоначальный план по доходам сократился почти на 8 трлн. Br, или на 15%, а по расходам — около 11 трлн. (20%). При этом также должен быть обеспечен нулевой дефицит бюджета, что является одним из требований МВФ при выделении Беларуси кредита stand-by. Однако в течение года республиканский бюджет Беларуси должен исполняться с профицитом: не менее 400 млрд. Br по итогам I квартала и I полугодия и не менее 1,1 трлн. Br за январь-сентябрь.

Указом № 264 уменьшается ряд расходов по функциональной классификации, перечисленных в приложении 4 к Закону № 450-3, на общую сумму 2,8 трлн. Br, т. е. в пределах ранее установленной суммы дефицита бюджета. В частности, на 278 млрд. Br урезаются расходы на здравоохранение, на 377,9 млрд. — на образование, на 202,4 млрд. — на охрану окружающей среды, на 301,8 млрд. — на национальную оборону, 448,2 млрд. — на содержание судов, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности, 1,5 трлн. — на социальную политикy, на 5,6 трлн. Br — на национальную экономику. Впрочем, большинство расходов, связанных с сельским хозяйством, не только не уменьшилось, но даже увеличилось. Выросли также расходы на обслуживание государственного долга.

Кроме того, на 80 млрд. урезаны расходы на научную, научно-техническую и инновационную деятельность, ранее запланированные в сумме 540 млрд. Расходы (без учета средств на финансирование государственной инвестпрограммы) на реализацию мероприятий Государственной программы инновационного развития РБ на 2007-2010 годы, утв. Указом Президента от 26.03.2007 № 136, сокращаются на 500,7 млрд. (ранее Законом № 450-3 планировалось 1,2 трлн. Br).

На 1,7 трлн. уменьшается сумма дотаций из республиканского бюджета в бюджеты областей, а также субвенции на финансирование отдельных расходов, включая средства на ликвидацию объектов военных городков, переданных в коммунальную собственность (66,2 млрд.), и по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (248 млрд.). Расходы республиканского дорожного фонда сокращены на 332,3 млрд. Br (на 14,4%). На треть сокращаются расходы республиканского фонда охраны природы (на 150 млрд.), на 3/4 — государственного целевого бюджетного фонда организации сбора (заготовки) и использования отходов в качестве вторсырья (на 24 млрд.), на 8,9% — Фонда социальной защиты населения (на 1,5 трлн. Br) с направлением превышения суммы доходов над расходами этих трех фондов в резервный фонд Президента РБ.

Расходы на командировки чиновников урезаются на 200 млн. Br из заложенных ранее в бюджете 700 млн. сверх средств, запланированных на эти цели по ведомственной классификации расходов.

Одновременно Указом № 264 запланировано увеличение расходов на финансирование государственной инвестиционной программы (без учета резервного фонда Президента РБ) на 733 млн. Br — почти в 1,5 раза, в т.ч. за счет средств Фонда социальной защиты населения — на 2 млрд. Br, расходов республиканского фонда поддержки производителей сельхозпродукции, продовольствия и аграрной науки (абзац второй части первой ст. 15 Закона) — на 9,7 млрд.Br с учетом использования остатков средств этого фонда. Лимит внешнего государственного долга РБ на 31 декабря 2009 г. увеличивается с первоначально планировавшихся 6 млрд. USD на 2 млрд. USD.

Предельные размеры средств (без учета средств государственных целевых бюджетных фондов), направляемых на возмещение юридическим лицам части процентов за пользование банковскими кредитами, вырастут на 89,2 млрд. Вr, или на 20,4% от ранее запланированного подп. 5.2 п. 5 ст. 31 Закона № 450-3 — пропорционально январской девальвации. Сумма финансовой помощи юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям вырастет лишь на 2,8% — на 3,1 млрд. Br. Но рассчитывать на эти формы господдержки смогут лишь те субъекты хозяйствования, которые соответствуют требованиям Указа от 28.03.2006 № 182. Остальным придется надеяться на самих себя.

Пришлось также провести инвентаризацию всех государственных, отраслевых и региональных программ с целью их оптимизации и исключения мероприятий, потерявших актуальность или малоэффективных в складывающихся экономических условиях. В итоге перечень бюджетных программ, ранее установленный в приложении 6 к Закону № 450-3, сократился с 60 до 55. Таким образом, в известной степени учтены пожелания МВФ по переводу программ целевого кредитования в состав бюджета. С другой стороны, МВФ также рекомендовал ограничение государственных инвестиций, не возражая, однако, против сравнительно высокого уровня этих инвестиций по отношению к ВВП. В своем докладе эксперты фонда отмечали, что целенаправленное ограничение в этой области окажет заметное содействие планируемой гибкости в области государственных финансов: отсрочивать проекты и возвращаться к ним в зависимости от наличия финансовых средств будет проще, чем в условиях осуществления регулярных расходов. К тому же выявление возможностей экономии в рамках программ, которые прежде финансировались через государственные банки, займет некоторое время, и поэтому экономия в данной области, скорее всего, сможет быть получена лишь в 2010 г. и позднее.

Пока же сокращение внутренних источников финансирования дефицита республиканского бюджета должно компенсироваться за счет внешних источников, прежде всего — кредитов международных финансовых организаций.

Анастасия ГРИГОРЬЕВА