$

2.1058 руб.

2.4041 руб.

Р (100)

3.1947 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Образование

СОКРАЩЕНИЕ ЧЕРЕЗ ВОЗВРАТ К ПРОФИЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

02.09.2011

О сокращении сроков учебы в вузах специалисты заговорили еще 5–6 лет назад. Однако у экспертов до сих пор нет единого мнения о его необходимости. Понятно, что в первую очередь здесь выиграет госбюджет — за счет экономии как минимум стоимости одного года обучения. Но как провести подобную реформу на практике и как она в перспективе скажется на качестве подготовки кадров? Насколько такой шаг будет соответствовать европейскому опыту? Ответить на эти вопросы «ЭГ» попросила председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу Владимира ЗДАНОВИЧА.

О том, что имеется реальная возможность оптимизации сроков обучения по многим вузовским специальностям и экономии бюджетных средств, депутаты Палаты представителей, работающие в нашей комиссии, высказывались неоднократно. И эта мысль поддерживалась Министерством образования. На мой взгляд, такое решение следовало принимать уже в середине текущего десятилетия, когда еще существовало 12-летнее школьное образование. Против выступали только руководители учебных заведений, заявляя, что год учебы в вузе не равнозначен году учебы в школе. Хотя, думаю, причина кроется в другом — нежелании потерять часть средств из-за сокращения бюджетного и иного финансирования на 20%. С 2008 г. с учетом реформирования школы путем изменения сроков обучения с 12 до 11 лет и отмены профильного обучения вопрос больше не ставился. Сейчас он вновь на повестке дня.

Можно ли сократить сроки обучения при существующей 11-летке? Думаю, что да, на полгода-год — в зависимости от уровня сложности осваиваемой специальности. Понятно, что в каждом конкретном случае следует все тщательно проанализировать и просчитать, чтобы не снизить качество подготовки кадров. Напомню, что сегодня в белорусских вузах молодежь учится от 4 до 6 лет. Дольше других идут к диплому медики и специалисты по ядерной энергетике.

На мой взгляд, для сокращения вузовского обучения придется, во-первых, вернуться к существовавшему ранее профильному обучению на третьей ступени школы (10–11 классы). Возможно, в модифицированном виде и с другим названием, но сохранив его суть. Профильное обучение, помимо обычных классов, предполагает создание во всех школах классов с изучением отдельных предметов на повышенном и углубленном уровне. Например, если в обычных классах было 3 часа физики в неделю, то в профильных — 4–5, там на уроках изучалось большее количество тем, решались более сложные задачи. Такая практика возникла еще в СССР и позволяла ученикам получать углубленные знания по предмету, т.к. почти каждый ученик, особенно если он планировал поступить в вуз или ссуз, стремился учиться в профильном классе.

После 2008 г. на повышенном уровне отдельные предметы изучаются лишь в гимназиях. Ученикам остальных школ после основных занятий предлагаются факультативы, которые никогда не смогут заменить полноценные уроки с организованным контролем знаний. Ведь требовать от школьников осознанного и постоянного посещения необязательных дополнительных занятий наивно. Замечу, что даже один этот шаг существенно улучшил бы общую грамотность выпускников. В итоге же в республике в последние годы заметно увеличилось репетиторство, практически недоступное семьям с невысокими доходами и сельским выпускникам.

Во-вторых, придется отменить свободную от занятий субботу и организовать в 10–11 классах проведение обычных уроков, как это было до 2001 г. Нынешняя, якобы свободная от занятий суббота «как источник здоровья школьников» и «как возможность общения родителей с детьми», на самом деле — фикция. В этот день дети обычно занимаются с репетиторами или посещают факультативные занятия, и уж говорить об улучшении показателей их здоровья не приходится.

Организация полноценных занятий в субботу позволила бы также увеличить на 1–2 урока в неделю количество часов по основным предметам, подготовка по которым достигает критического уровня, о чем красноречиво свидетельствуют результаты тестирования, особенно по физике и математике.

В-третьих, следует перенести часть учебного материала по некоторым предметам из вузов в старшие классы общеобразовательных школ. Их выпускники должны получить полный объем знаний, дающий им возможность сразу приступить к учебе в вузе. Сегодня же на первых курсах часто организуют «переизучение» школьного материала, без чего многие первокурсники просто не могут учиться.

В-четвертых, нужно увязать изучаемые в вузе предметы в первую очередь с будущей профессией. Ненормально, когда количество осваиваемых студентом дисциплин превышает 50, а из них лишь половина имеет непосредственное отношение к получаемой специальности. Остальные работают на общую эрудицию, которая может быть пополнена самостоятельно, если у студента есть интерес.

И еще одно предложение: заканчивать учебу в вузах не летом, а в декабре, перед началом нового календарного года. В это время открывается финансирование и появляются новые вакансии. К лету они уже обычно заполняются, поэтому возникают проблемы с трудоустройством выпускников.

ЧТО ЖЕ КАСАЕТСЯ выигрыша, то, конечно же, как уже говорилось выше, в первую очередь следует отметить сокращение на 10–20% бюджетного финансирования вузов (правда, казна при этом потеряет некоторую часть налоговых поступлений от коммерческих вузов.) Учитывая, что в республиканском бюджете на 2011 г. на высшее и послевузовское образование запланировано 1,47 трлн. Br, максимальное сокращение финансирования могло бы составить до 294 млрд. Br. Но с учетом того, что одновременно придется выделить дополнительные средства для школ, реальная экономия окажется меньше — примерно 200 млрд. Br.

В числе плюсов — сокращение на 20% запланированного объема строительства общежитий и другой инфраструктуры. Согласно Государственной программе развития высшего образования на 2011–2015 годы планируется построить 20 студенческих общежитий на 14,5 тыс. мест, на что будет израсходовано 747 млрд. Br. С учетом расчетной средней стоимости одного койко-места (50 млн. Br) экономия может составить около 145 млрд. Br.

Думаю, реализация вышеизложенной схемы позволит более полно удовлетворять потребности отраслей народного хозяйства в кадрах. Правда, вузам придется еще немало поработать над укреплением связей с предприятиями и организацией полноценной производственной практики для студентов. Также произойдет приближение национальной системы высшего образования по срокам обучения к требованиям Болонского процесса, что сделает учебу в белорусских вузах более привлекательной для иностранных абитуриентов. Не стоит забывать, что правительство ставит задачу увеличить в 2011–2015 годах экспорт образовательных услуг в 3 раза.

В выигрыше окажутся и многие граждане Беларуси. Так, снизится финансовая нагрузка на семьи, дети которых получают высшее образование на условиях оплаты. Напомню, что, по данным на август 2011 г., средняя стоимость учебы в вузе по республике составляла около 5 млн. Br в год. Сократятся также расходы иногородних студентов на оплату жилья (в среднем около 80 USD в месяц!), проезд, питание и т.п. По расчетам экспертов, в целом суммарная финансовая нагрузка на население, воспитывающее детей, может уменьшиться как минимум на 2 трлн. Br.