$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Исследования

Сокращаемся и учимся. Как малый бизнес выживает в кризис

10.06.2016

В период кризиса белорусскому малому и среднему бизнесу приходится нелегко. Привычные схемы теряют былую эффективность, приходится менять приоритеты и методы работы. Однако, как показывают результаты опроса по проблемам рынка труда, в основном руководители и владельцы частных компаний остаются весьма консервативными в своих действиях.

Опрос проводился лабораторией аксиометрических исследований НОВАК для Исследовательского центра ИПМ в апреле–мае 2016 г. среди директоров, собственников и ведущих специалистов 400 частных малых и средних предприятий.

Более половины респондентов достаточно остро ощущает падение спроса на свои товары и услуги и неплатежи в связи с кризисом, почти треть – трудности с получением финансирования через обычные каналы, каждый пятый – с получением промежуточных продуктов от обычных поставщиков. Реагируют компании по-разному. Так, 19,6% опрошенных сообщили, что сокращают производство, 82,4% – издержки (в т.ч. трудовые). При этом 1/4 респондентов избавляется от временных сотрудников, а 20,4% приходятся расставаться и с постоянными. Немногим более половины компаний обходятся сокращением затрат, не связанных с использованием рабочей силы, а 1/3 снижает в кризис цены.

Сотрудников на новые рабочие места в прошедшем году нанимали лишь 14,9% респондентов, а на уже существующие – 29,7%. Остальные вообще не брали никого. При этом чаще всего нанимали и увольняли рабочих (67,3 и 52,3% ответов), тогда как по специалистам соотношение 29,2% против 8,9%, а по служащим – 18,8% к 25,2%. Равновесие сохраняется в отношении руководителей – их увольняли почти столько же, сколько нанимали: 13,6% и 13,8%.

В основном белорусскому малому бизнесу хватает местных кадров. Обходятся без иммигрантов 77,7% респондентов. Только 8,8% брали на работу украинских граждан, а из других стран – еще меньше.

Ситуация на рынке труда несколько изменилась в пользу нанимателей. Половина респондентов отметила, что находить нужных сотрудников стало легче. Но так считают не все: 17,2% полагает, что подбирать кадры стало сложнее, а 31,7% никаких перемен не ощущает. При этом чаще всего ищут работников через Интернет (41,7%), размещая объявления в СМИ (33,8%) или по рекомендациям знакомых (37,9%), через центры занятости (26,8%) и с помощью собственных баз данных (24,1%). К помощи кадровых агентств прибегают всего 10,1% респондентов, ярмарок вакансий – 2,3%, а заявки на выпускников вузов подавали только 3,5%.

Предложение рабочей силы в основном отвечает требованиям более чем половины респондентов. Только 12,3% низко оценили соответствие по уровню квалификации, 10,7% – по образованию и 29,3% – по зарплатным ожиданиям.

Белорусские бизнесмены в основном не склонны к дискриминации претендентов. При прочих равных условиях они не делают различий при приеме сотрудников в зависимости от опыта работы в государственных или частных компаниях. Но так думают не все. 24,1% предпочли бы тех, кто ранее работал в частных структурах, а лишь 7,9% отдадут предпочтение бывшим госслужащим.

Более 2/3 опрошенных считают, что повышение пенсионного возраста никак не скажется на их предприятиях. Лишь 8,1% видят в этом решении позитив, а 23,1% относятся к нему отрицательно.

Только 10,2% опрошенных полагают, что зарплата в конвертах распространена повсеместно. 18,6% уверяют, что такого явления нет. При этом большинство респондентов считает наиболее действенными способами сокращения теневой экономики упрощение условий ведения бизнеса (63,5%) и снижение налогов (51,1%). Кроме того, 45,5% намекают, что было бы полезно заодно снизить размер отчислений в ФСЗН. Лишь 17,3% видят прок в ужесточении наказаний, а 15,7% – в усилении налогового контроля.

Времени и средств на обучение менеджеров на белорусских предприятиях стараются тратить поменьше. Только 9% может себе позволить долгосрочные мероприятия (свыше 3 месяцев). Гораздо популярнее обучение на краткосрочных курсах (44,1%), внутренние тренинги (47,5%), стажировки (31,7%) и самообразование (28,8%). При этом лишь 21,4% готовы привлекать для внутренней учебы сторонних специалистов. Впрочем, почти 3/4 опрошенных признались, что не обучали ни руководителей, ни иных работников, и не планируют этим заниматься в ближайшее время.

Подход к бизнес-образованию у нас в основном утилитарный. Продажи интересны 47,4% респондентов, маркетинг, PR и реклама – 39,4%, менеджмент, управление компанией – 33,6%. Личностным развитием озабочены 26,7%, тогда как финансы и инвестиции готовы осваивать лишь 23,5%, а управление персоналом – 22,3%. Всего 3,7% набрал коучинг.

Для 2/3 главное – практико-ориентированность, 31,5% ценят соответствие международным стандартам, 30,2% требуются преподаватели-практики. Признаваемый за рубежом диплом важен лишь для 12,7% респондентов, а использование актуальных белорусских кейсов – 13,1%. Зато наличие положительных отзывов знакомых требуют 21,2%.

Почти половина респондентов выбирает курсы по цене (46,5%) и содержанию (56,4%), около 1/4 – по длительности (28,7%), преподавательскому составу (25%), рекомендациям коллег или знакомых (25,8%). Только 18% опрошенных интересует имидж учебного заведения, а возможность получения государственного или международного диплома – еще меньше: 11,8 и 10,9% соответственно.

Новые веяния пока слабо распространены в белорусской бизнес-среде. Например, лишь 3,7% респондентов утверждают, что используют в своей работе краудсорсинг, 2,1% – краудфандинг. Еще 6 и 5,4% планируют воспользоваться этим инструментом. Не используют и не собираются этого делать 52,2% и 53,6%, а свыше 38% честно признались, что не знают, о чем идет речь. Видимо, традиционных методов ведения бизнеса нашим предпринимателям пока хватает.

Автор публикации: Анастасия ГРИГОРЬЕВА