$

2.1058 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

СОГЛАСИМСЯ СО ВСЕМИ©

11.04.2014

 

Белорусские и российские власти продолжают работу над мерами, которые позволят банкам наших стран выполнять требования американского закона об обмене налоговой информацией (FATCA), не подвергая дополнительным рискам транзакции своих клиентов.

Так, Минфин РФ подготовил поправки в Гражданский кодекс, законы о банковской тайне и персональных данных, позволяющих банкам передавать данные о клиентах без их согласия иностранным налоговикам. Одновременно в законопроекте содержится норма, обязывающая сообщать налоговым службам РФ информацию о счетах российских резидентов. То есть речь идет о создании аналога «FATCA по-русски», предполагающего заключение межстрановых соглашений об автоматическом обмене налоговой информацией. Подобные соглашения заключили между собой страны ОЭСР, причем к ним вынуждены были присоединиться наиболее известные оффшорные юрисдикции. Переговоры об обмене налоговой информацией с оффшорами вела и Россия, но теперь они тоже застопорились.

Если закон, обязывающий иностранные финансовые учреждения раскрывать информацию российским налоговикам, будет принят, то вряд ли он получит широкое распространение, считают специалисты. В отличие от США, влияющих на долларовые транзакции по всему миру, сфера финансового влияния России значительно меньше. Поэтому заставить другие страны заключать такие соглашения, как это делает Вашингтон, Россия вряд ли сможет. Скорее всего, придется ограничиться территорией Таможенного союза и, возможно, СНГ. Здесь белорусские банки окажутся наиболее подготовленными. Уже сейчас Соглашение об обмене информацией между налоговыми и таможенными органами государств — членов Евразийского экономического сообщества, заключенное в Алматы 25.01.2002 г., предусматривает, что таможенные и налоговые органы каждого из государств сторон в рамках своей компетенции обмениваются информацией, необходимой для исполнения возложенных на них задач. Этого должно быть достаточно для выполнения требований «российского FATCA», если таковой появится. В идеале действие этого соглашения должно походить на функционирующую в Евросоюзе систему автоматического обмена информацией, применяемую для контроля за уплатой НДС и процентными доходами, поступающими на счета клиентов — резидентов ЕС.

Напомним, что согласно ст. 121 Банковского кодекса РБ в случаях, предусмотренных законодательными актами РБ, сведения, составляющие банковскую тайну юрлиц и ИП, предоставляются банком судам, прокуратуре, органам Комитета госконтроля и госбезопасности, а также налоговым и таможенным органам (причем не оговаривается, что только белорусским). А вот нормы о том, что сведения, составляющие банковскую тайну физических лиц, за исключением индивидуальных предпринимателей, могут представляться банком налоговикам, в ст. 121 БК нет.

Между тем МНС Беларуси разместило 17 марта на своем сайте сообщение о том, что в настоящее время в заинтересованных государственных органах проходят консультации по аспектам регистрации белорусских финансовых учреждений на сайте IRS для получения GIIN-номера (специальный регистрационный номер). По их итогам финансовым учреждениям будут предоставлены пояснения. Пока же МНС предложило вниманию банкиров перевод на русский язык модели Соглашения и приложений к нему, а также ссылки на американские сайты, по которым можно ознакомиться с соответствующими постановлениями Минфина и налоговым кодексом США. В свою очередь Нацбанк письмом от 1.04.2014 № 21-19/55 сообщил, что согласно информации, полученной из Службы внутренних доходов США (IRS), белорусским банкам, подпадающим под требования FATCA, даже при условии заключения соглашения необходимо зарегистрироваться на сайте IRS для получения GIIN-номера. Регистрация производится каждым банком самостоятельно.

Поскольку соглашение пока не подписано, рекомендуем банкам начать работу по регистрации на сайте IRS с целью ее завершения до 25.04.2014 г. для получения GIIN-номера и включения в список иностранных финансовых учреждений, сотрудничающих с IRS по FATCA. В дальнейшем при необходимости банки смогут внести изменения в данные о своей регистрации, осуществленной в этот период. Обновление списка будет происходить ежемесячно. Однако Минфин США проинформировал, что если банки будут регистрироваться после 25.04.2014 г., то присвоение им GIIN-номера не гарантируется.

Необходимость получения GIIN-номера в IRS в указанный срок обуславливается тем, что с 1.07.2014 г. вступает в силу норма FATCA об удержании налога по ставке 30% с доходов из источников США, перечисляемых в белорусские банки, не включенные в список, а иностранные банки вправе будут расторгать корреспондентские отношения с банками, не включенными в список. Информация по вопросу регистрации, включая подробный видеоинструктаж, размещена по ссылке http://www.irs.gov/ Business/Corporations/fatca-registration.

С такими подсказками отечественные банки имеют шансы оказаться в полосе мирового финансового мейнстрима даже раньше российских коллег.

Вадим ЛЕБЕДЕВ