$

2.5002 руб.

2.9340 руб.

Р (100)

3.4289 руб.

Ставка рефинансирования

9.25%

Социум

Соглашение новое, а вопросы старые

23.03.2004
На заседании Национального совета по трудовым и социальным вопросам было подписано Генеральное соглашение между правительством, республиканскими объединениями нанимателей и профсоюзами на 2004--2005гг.

Подготовка его проекта началась еще в октябре прошлого года, когда в соответствии с решением Совета (от 9.10.2003г.) были утверждены составы рабочей группы и согласительной комиссии. На начальном этапе более активной стороной выступали профсоюзы, которые выдвинули свой вариант Генсоглашения, ставший впоследствии основным документом для обсуждения. Однако по целому ряду предложенных ФПБ норм у сторон возникли разногласия. Особенно неприемлемыми для нанимателей были предложения по доведению тарифной ставки I разряда работников бюджетной сферы в 2004г. до уровня бюджета прожиточного минимума, а в 2005г. -- до 120% его, что ухудшит и без того непростое положение субъектов предпринимательской деятельности, приведет к росту задолженности по выплате заработной платы и установленных законодательством отчислений от фонда оплаты труда (ФОТ).

С позицией нанимателей согласился первый вице-премьер Владимир Семашко, назвав предложение профсоюзов "самоедством". По его словам, социальная сфера является тяжелой ношей для бюджета (порядка 40%), а согласившись на условия ФПБ, потребуется увеличить зарплату в два раза. В итоге правительство предложило компромиссный вариант: внести в Генеральное соглашение пункт о конкретном размере заработной платы бюджетников, не привязывая ее к росту ВВП. То есть до конца года зарплата в бюджетной сфере должна возрасти до 175 USD, в промышленности -- до 195 USD.

Вынуждена была отступить ФПБ и в вопросе финансирования оздоровления населения за счет отчислений и средств государственного социального страхования в размере 1,5% от ФОТ, согласившись на 1%.

Анализируя финансовое состояние субъектов хозяйствования, а также нормы Декрета Президента N 29 от 26.07.1999г., наниматели не смогли взять на себя обязательства предусматривать в контрактах повышение тарифной ставки (должностного оклада) работника не менее чем на 30% и предоставление дополнительного отпуска не менее 3 календарных дней.

Не согласились наниматели с предложениями профсоюзов по порядку увольнения по сокращению численности или штата работников предпенсионного возраста, одиноких матерей, имеющих несовершеннолетних детей; установлению лимита по вводу нанимателем неполного рабочего времени на уровне 20 рабочих часов в неделю на протяжении не более трех месяцев в году; запрету перевода на контрактную форму найма без согласия работников, избранных в состав профсоюзных органов, и изменению порядка их увольнения и т.п.

В качестве компромиссного разрешения названных вопросов многие нормы сторонами рекомендовано включать в отраслевые и местные тарифные соглашения, а также в коллективные договоры. Такая формулировка дает право на местах, учитывая реальное положение социально-экономического развития отрасли, региона или организации, принимать взвешенные и согласованные решения.

Вопреки постоянно отмечаемой лояльности со стороны госорганов к ФПБ, ни правительство, ни наниматели не поддержали предложение профсоюзных объединений по распространению действия коллективного договора на работников, от имени которых он не заключался (вновь принятых, нечленов профсоюза и др.), только по письменным заявлениям этих работников при условии согласия сторон, подписавших данный договор.

Еще одним достижением стороны нанимателей может стать включение в ближайшее время в Генсоглашение пункта, дающего им (юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, применяющим наемный труд) более широко использовать право на объединение и представление своих интересов на самых разных уровнях социального партнерства. Суть его заключается в том, что нанимателям будет предоставлено право включать расходы по уплате взносов объединениям нанимателей в состав затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг) в пределах норм, установленных правительством, на информационные и консультационные услуги.

Подводя итоги работы над проектом Соглашения и анализируя содержание подписанного документа, можно с уверенностью сказать, что он подготовлен более качественно и имеет реальные шансы на выполнение. Однако социальное партнерство в национальном варианте существенно расходится с классическими принципами трипартизма.

Во-первых, хотя считается, что Генсоглашение подписывают три равные стороны, говорить о равенстве можно лишь с натяжкой. Это подтверждается прежде всего тем, что сегодня вообще отсутствует четкое понятие объединений нанимателей. Справедливости ради нужно отметить, что проект закона "Об объединениях нанимателей" подготовлен и должен рассматриваться в 2004г. Пока же от имени нанимателей при подписании Генсоглашения выступают две республиканские некоммерческие организации -- Белорусская конфедерация промышленников и предпринимателей (нанимателей) (БКПП(Н)) и Белорусский союз предпринимателей и нанимателей им. М.С.Кунявского. Однако если в правомочности последней представлять интересы нанимателей все ясно (БСПН объединяет только юридические лица (коммерческие организации), которые по всем параметрам являются нанимателями), то вот по поводу БКПП(Н) имеются определенные сомнения. В частности, возникает вопрос: могут ли представлять интересы нанимателей общественные организации, объединяющие руководителей (их заместителей) предприятий, профессиональных оценщиков или Белорусскую торгово-промышленную палату, созданную для развития внешнеэкономических связей и т.п., которые являются членами БКПП(Н)? Этот вопрос пока остается открытым с момента действия Трудового кодекса.

Во-вторых, даже если согласиться с тем, что упомянутые организации могут быть признаны объединениями нанимателей, то реально они представляют интересы лишь меньшинства (по разным данным -- от 5% до 30% от общего количества субъектов хозяйствования). Согласно проекту Генсоглашения (п.48) "нормы и положения, включенные в соглашение, распространяются на работников, от имени которых оно заключено". Таким образом, возникает дилемма: могут ли быть равноправными объединения нанимателей, защищающие интересы меньшинства нанимателей, и объединения профсоюзов, представляющие более 90% работников.

В-третьих, в силу сохранения большой доли госсобственности одним из крупнейших нанимателей является государство. Статья 107 Конституции устанавливает, что Совет Министров выступает от имени собственника в отношении имущества, являющегося собственностью РБ, организует управление госсобственностью. Налицо парадокс: правительство, являющееся одной из сторон по заключению Генсоглашения, выступает частично и от лица нанимателей.

В-четвертых, согласно ст.358 Трудового кодекса "соглашение -- нормативный акт, содержащий обязательства сторон по регулированию отношений в социально-трудовой сфере на уровне определенной профессии, отрасли, территории". Это, прежде всего, означает, что стороны должны договориться по вопросам регулирования оплаты труда, социального страхования, занятости и т.п. Однако во многом эти договоренности уже ограничены принятыми решениями Президента. Примеры этому -- Декрет от 2002-07-18г. N 17 "О некоторых вопросах регулирования оплаты труда работников", обязывающий нанимателей при оплате труда использовать Единую тарифную сетку, Декрет от 2003-07-30г. N 18 "Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", который по сути ввел дополнительный вид страхования и ряд других.

Таким образом, остается надеяться, что в ближайшей перспективе социальное партнерство в республике выйдет на более качественный уровень развития. А сейчас уже начата разработка мероприятий по выполнению подписанного Генерального соглашения на 2004--2005гг.

Автор публикации: Жанна ТАРАСЕВИЧ,исполнительный директор БСПН им. Кунявского, член Национального совета по трудовым и социальным вопросам


***
Макроэкономика: рубрики
Актуально
Важно
Мы в соцсетях
Архивы «ЭГ»
Подборки
Полезное