$

2.1449 руб.

2.4102 руб.

Р (100)

3.1690 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проекты

СОГЛАШЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ©

18.11.2014

 

между риском и пирамидой

В белорусское уголовное законодательство предлагается включить нормы о досудебном соглашении о сотрудничестве со следствием и применении уголовно-правовой компенсации для лиц, совершивших нетяжкие преступления. Планируется также дать более четкое определение экономического (делового) риска, а также ужесточить наказание за коррупцию и лжепредпринимательство, установить ответственность за создание финансовых пирамид. Эти и другие новшества содержат принятые недавно Палатой представителей в первом чтении поправки в Уголовный, Уголовно-процессуальный и Уголовно-исполнительный кодексы, Кодекс об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс об административных правонарушениях.

Предлагается дополнить УК ст. 691, согласно которой подозреваемый или обвиняемый при заключении досудебного соглашения может добровольно пойти на оказание помощи органам предварительного следствия. Введение института досудебного соглашения генеральный прокурор Александр Конюк, представлявший законопроект на сессии, считает главной новацией этого документа. Соглашение предполагается заключать в тех случаях, когда подозреваемый (обвиняемый) может оказать помощь в расследовании группового преступления и изобличении его участников в обмен на смягчение наказания. Особенно эффективной, по мнению правоохранителей, такая мера окажется при отсутствии других источников информации.

Напомним, что, по данным Следственного комитета, в 2013 г. в общем количестве расследованных преступлений 8,5% были групповыми, 0,3% совершались организованными группами, а в I полугодии т.г. их доля достигла 8,1 и 0,2% соответственно.

Досудебное соглашение о сотрудничестве может быть заключено по всем категориям дел, кроме уголовных дел ускоренного производства, сообщила «ЭГ», председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по законодательству Людмила Михалькова. Подозреваемый должен признать свою вину, указать, что он обязуется совершить для помощи следствию в расследовании преступления и изобличении других его участников, по розыску приобретенного преступным путем имущества, возмещению материального вреда и заглаживанию вины. Желательно, чтобы он заодно обязался сообщить известные ему сведения о других преступлениях и лицах, их совершивших.

Окончательное решение о заключении досудебного соглашения принимает прокурор. Если все пункты соглашения подозреваемый (обвиняемый) выполнит, его ждет более мягкое наказание: срок или размер снижается вдвое по сравнению с наиболее строгим видом основного наказания, предусмотренного соответствующей статьей УК, а если речь идет о тяжком или особо тяжком преступлении, сопряженном с посягательством на жизнь или здоровье человека, — до 2/3.

Чтобы институт досудебного соглашения не стал поводом для оговоров, законодательством предусмотрена серьезная система сдержек и противовесов. Так, следователь изучает информацию, сообщенную обвиняемым, прокурор участвует в заключении соглашения, а суд в дальнейшем проверяет соблюдение условий обвиняемым и в случае необходимости может вернуть дело на доследование.

Механизм уголовно-правовой компенсации (ст. 88 УК) предлагается тем, кто, совершив нетяжкие преступления (преимущественно против личности), стремится загладить вину перед обществом. Компенсация будет возможна для условно осужденных (ст. 78 УК) — суд может обязать их уплатить в доход государства от 30 до 100 базовых величин (БВ) или при освобождении от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием (ст. 88 УК) и возмещении 50% причиненного ущерба (но не меньше 30 БВ). Параллельно действует институт освобождения от уголовной ответственности в связи с возмещением причиненного ущерба и уплатой дохода, полученного преступным путем (ст. 881 УК).

Кстати, в Беларуси планируется создать фонд для пострадавших от преступлений, который будет формироваться в основном за счет уголовно-правовых компенсаций. Их общая сумма, по оценке генпрокурора, может достичь 1,5 млрд. Br в год. Источниками пополнения фонда могут стать и суммы, которые поступают в процессе исполнения приговоров.

Более четким станет понятие экономического (делового) риска — ст. 39 УК будет называться «Деяние, связанное с риском». Сегодня в этой статье риск признают обоснованным, если допустившее его лицо предприняло все возможные меры для предотвращения вреда правоохраняемым интересам и если поставленной цели нельзя было достичь иными, не связанными с риском действиями. Какие это меры и в каком объеме они должны быть предприняты для того, чтобы деловой риск был признан обоснованным, не уточняется. Теперь предлагается признавать риск обоснованным и в том случае, если поставленной цели можно было достигнуть с меньшим риском, но и экономический результат был бы тогда меньше. Кроме того, в УК и КоАП закрепят признание риска обоснованным, если допустившее его лицо рассчитывало, что предприняло все возможные меры для предотвращения негативных последствий, т.е. были соблюдены все требования законодательства о финансово-хозяйственной деятельности, а в договорах максимально проработаны форс-мажорные обстоятельства. Это нововведение, по мнению А.Конюка, призвано раскрепостить директоров. «Мы, наверное, в некоторой степени запугали директоров предприятий, наш промышленный генералитет, когда они уже боятся ступить шаг в сторону. Нужно немного раскрепостить деловую инициативу, — считает генпрокурор. — Человек рассчитывал на что-то благое, но получилось не так. Скажем, вводится экономическое эмбарго, вовремя не поставлена продукция. Бывают разные случаи». При этом он добавил, что в таких случаях нужно будет проводить серьезную экономическую экспертизу.

В санкции, предусмотренные рядом статей, вместе с другими видами наказания вводится штраф, а по некоторым снизятся минимальные сроки лишения свободы. Отметим, что максимальный размер штрафа за преступления против порядка осуществления экономической деятельности и против интересов службы возрастет с 1000 до 5000 БВ.

Создание финансовых пирамид будет признаваться незаконной предпринимательской деятельностью и подпадет под действие ст. 233 УК. При этом действия, сопряженные с привлечением денежных средств, электронных денег или иного имущества граждан, если выплата дохода или возврат таких активов осуществляется полностью или частично за счет привлеченных денежных средств, электронных денег или иного имущества других граждан, планируется наказывать штрафом, ограничением или лишением свободы на срок до 5 лет.

Статья 234 «Лжепредпринимательство» УК дополнится понятием подставного лица. Таковым признается человек, на имя которого без его ведома зарегистрировано ИП, создано или приобретено юридическое лицо, а также лицо, которое само зарегистрировало ИП, создало или приобрело юрлицо, но находилось в заблуждении относительно реальных целей своих действий. Таким образом, тем, кто планирует, к примеру, обойти ограничения на применение УСН, предусматриваемые налоговым законодательством в 2015 г., назначив свойственника или иное лицо «управляющим», есть, над чем задуматься.

Анна ФЕДОРОВА