$

2.1222 руб.

2.4045 руб.

Р (100)

3.1867 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Соглашайтесь на рай в ЕЭП

16.11.2010

На сайте Минэкономразвития России на прошлой неделе появились тексты 11 проектов соглашений, регламентирующих будущее госрегулирования в Едином экономическом пространстве (ЕЭП). Они основаны на принципах, весьма близких к тем, на которых существует Европейский союз. Российское министерство собирается обсуждать проекты соглашений не только с коллегами из Беларуси и Казахстана, но и с бизнес-сообществом РФ, причем весьма широко.

Комплекс проектов предполагает весьма широкий уровень интеграции госуправления экономиками трех стран. При этом существенно возрастает роль Комиссии Таможенного союза. По сути этот орган в случае подписания документов будет играть в ЕЭП ту же роль, что и Еврокомиссия в ЕС.

Отметим, что если в российских деловых кругах проекты уже активно обсуждаются, в нашей стране с ними пока мало кто знаком. Между тем в этих документах содержатся нормы, которые способны значительно изменить правила ведения бизнеса и управления экономикой на всех уровнях. Так, предполагается координация макроэкономической политики: с 2012 г. страны — участницы ЕЭП должны ограничить дефицит бюджета 3% ВВП, госдолг — 50% ВВП, уровень инфляции — 5% участника ЕЭП с наименьшим годовым показателем, а также будут обязаны ежегодно согласовывать курсовую политику по национальной валюте и ключевым макроэкономическим показателям.

В проекте соглашения о валютной политике предусматривается постепенно устранить валютные ограничения, согласовывать подходы к счетам нерезидентов в ЕЭП и резидентов ЕЭП в третьих странах, установить согласованный перечень операций, освобожденных от валютных ограничений. Возврат валютной выручки будет осуществляться по единым правилам, но только в страну происхождения товара. Участники ЕЭП сохранят право вводить валютные ограничения лишь в исключительных случаях (например, при ухудшении экономической и финансовой ситуации, снижении резервов ниже допустимого уровня или ущербе интересам безопасности и т.п.) и на срок не более года. Таким образом, в случае подписания соглашения Указ от 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» ждут серьезные коррективы. Россияне также предлагают создать условия для размещения валютных активов центробанков ЕЭП в национальные валюты и государственные ценные бумаги его участников.

Соглашение о создании условий на финансовых рынках для обеспечения свободного движения капитала в ЕЭП предполагает гармонизацию профильного законодательства. Соглашение о торговле услугами и инвестициях устанавливает ограничения во внутренней экономической политике в этой сфере. При этом ставится вопрос о снижении в согласованные сроки доли госучастия в национальной экономике по секторам обработки, торговли, транспорта и связи, сельского хозяйства, финуслуг и строительства.

Неоднозначными для нашей страны могут оказаться проекты Единых правил предоставления промышленных субсидий, соглашений о единых правилах господдержки сельского хозяйства и о единых принципах и правилах конкуренции. Первый из этих документов запрещает такие варианты господдержки, как внутренние транспортные и фрахтовые тарифы для экспортеров, налоговые льготы экспортерам, субсидирование ставок экспортных кредитов, занижение цен на энергоносители для экспортных отраслей. При этом предусматривается изъятие сумм полученных «запрещенных» субсидий в пользу пострадавшей стороны. Второй документ разделяет меры поддержки АПК на три типа — «не оказывающие искажающего воздействия на взаимную торговлю» ЕЭП, «оказывающие искажающее воздействие» и «в наибольшей степени искажающие взаимную торговлю», которые не должны применяться. Предлагается также отказаться от прямых экспортных субсидий, продаж государствами «некоммерческих запасов сельхозтоваров» по ценам ниже рыночных на рынке партнера, снижения экспортных тарифов. Уровень прочей поддержки села не должен превышать 10% валовой стоимости производства сельхозпродукции в стране. Такие подходы могут показаться излишне суровыми для белорусов. Впрочем, проект Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 гг. предусматривает выход отечественного АПК на бездотационную работу. Вопрос лишь в том, удастся ли это сделать и согласятся ли наши союзники подождать до конца следующей пятилетки.

Кроме того, подготовлены проекты соглашений о сотрудничестве по противодействию нелегальной трудовой миграции, о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей, о государственных (муниципальных) закупках. А вот документа о торговле энергоносителями пока нет, хотя этот вопрос — один из ключевых для Беларуси.

Пакет соглашений по ЕЭП предполагается подписать к концу года, с тем чтобы они вступили в силу с января 2011 г. Осталось менее полутора месяцев на обсуждение.

Кирилл ПРУДНИКОВ


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях