$

2.0989 руб.

2.4052 руб.

Р (100)

3.1982 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

СОЦИАЛЬНЫЙ БИЗНЕС:©

02.09.2014

поможет многим, если ему помочь

Белорусский частный бизнес обладает огромным интеллектуальным, творческим и финансовым потенциалом, который при желании и отсутствии помех способен воплотиться в коммерческие проекты, направленные на повышение качества жизни народа. О том, что нужно для того, чтобы этот потенциал мог раскрыться в полной мере, рассказывает директор Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени профессора М.С.Кунявского Жанна ТАРАСЕВИЧ.

Традиционно в Беларуси считается, что социальными проблемами должно заниматься главным образом (а то и исключительно) государство. На этой точке зрения основаны многие аспекты бюджетной, налоговой и социальной политики, прерогатива государственной собственности. Такой подход сказывается на направлениях инвестиционной деятельности, управлении отраслями, регулировании трудовых отношений и т.д. Расходы консолидированного бюджета на социальную сферу: здравоохранение, образование, культуру, спорт, жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство ежегодно составляют в текущей пятилетке почти половину всех расходов, или 14,5–15% валового внутреннего продукта. Еще около 12% ВВП расходуется из средств ФСЗН. Таким образом, свыше 1/4 финансовых ресурсов страны уходит на социальную сферу через государственные органы и структуры, причем не всегда эффективно.

Между тем можно не только повысить эффективность использования государственных ресурсов, но и привлечь дополнительные инвестиции, современный менеджмент и интеллектуальный потенциал для развития социальной сферы. Об этом свидетельствует как мировая практика, так и опыт отечественных компаний.

СЕГОДНЯ около 20% бюджетных расходов на социальную сферу направляется в качестве инвестиций. Однако при создании надлежащих условий значительную часть этих средств мог бы предоставить частный сектор. Кроме того, он способен гораздо более эффективно использовать бюджетные средства, если позволить негосударственным компаниям оказывать социальные услуги на конкурсной основе, в том числе через аутсорсинг, государственный заказ, концессионные договоры и т.д. Например, во Франции на долю частного бизнеса приходится 50% общего объема социальных услуг, в США — около 70%, а в Германии — почти 93%. В Беларуси, к сожалению, развитие предпринимательства в этой области находится на критически низком уровне. Число микро- и малых организаций, занятых в сфере образования, с 2009 по 2013 гг. выросло с 364 до 614, в здравоохранении и предоставлении социальных услуг — с 650 до 810, предоставлении коммунальных, социальных и персональных услуг — с 2881 до 3832. При этом численность занятых в этих организациях работников выросла с 39,9 тыс. почти до 44 тыс. человек. Казалось бы, динамика положительная. Но удельный вес малого бизнеса в общем объеме незначителен: всего в социальной сфере, включая образование, здравоохранение, предоставление коммунальных, социальных и персональных услуг, например, в 2012 г. работало 4853 малых предприятий, или 5,9% от общего количества малых предприятий. Средняя численность работников в них составляла 42,2 тыс. человек, или 5,2% от общей численности занятых в малых предприятиях и 4,4% от общей численности занятых в социальной сфере. В малых предприятиях здравоохранения численность работников составила в 2012 г. 7,9 тыс. человек, или 2,4% от общего числа занятых в этой отрасли, в образовании — 5,1 тыс. человек, или 1,1% от общего числа занятых.

Проблемы развития предпринимательства в Беларуси неоднократно обсуждались на различных форумах и мероприятиях, в т.ч. на заседаниях Республиканского клуба директоров (РКД), проводимых нашим союзом. Однако бизнес в социальной сфере имеет свои особенности и специфику. Во многом они связаны со сложившимся в советские годы стереотипом о безусловном доминировании государства в данной области. Это определяет концепцию ее развития, привлечения инвестиций и управления. В результате вместо стимулирования и развития конкуренции мы имеем ограничения и дополнительные барьеры, протекционизм в отношении государственных организаций и дискриминацию частных компаний.

Да и сам бизнес не особенно стремится в социальную сферу, не без оснований считая, что здесь трудно ожидать достаточно высокой прибыли, зато не избежать значительных рисков. Действительно, доходность от вложений здесь, прямо скажем, не высокая, а срок возврата инвестиций достигает 10 лет и выше. В придачу социальная сфера является зоной повышенного внимания государственного контроля, в т.ч. санитарного и ценового, а вот материальных, налоговых стимулов и шансов на получение государственной поддержки — почти никаких. Поэтому для развития предпринимательства в социальной сфере и самой этой сферы необходимо, прежде всего, преодолеть сложившийся менталитет, выработать и реализовать комплекс мер.

В РОССИИ, похоже, это уже поняли и приступили к реализации соответствующих мер. В октябре прошлого года в правительстве РФ прошло совещание, посвященное поддержке и развитию предпринимательства в социальной сфере. В итоге был разработан проект «дорожной карты» расширения участия негосударственного сектора экономики в оказании услуг в социальной сфере. В нем предусматриваются: формирование условий для расширения доступа частных компаний к бюджетному финансированию оказания социальных услуг, создание соответствующей законодательной базы, перечень мероприятий по развитию механизмов поддержки негосударственных организаций, предоставляющих услуги в социальной сфере. Среди таких мероприятий значится совершенствование законодательного регулирования социального предпринимательства, системы налогообложения, предоставление финансовой и имущественной поддержки, развитие инфраструктуры поддержки деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, повышение кадрового потенциала, обеспечение информационной поддержки, развитие механизмов государственно-частного партнерства в социальной сфере, формирование условий, при которых строительство новых объектов социальной инфраструктуры осуществляется на конкурсной основе. Запланировано создание условий для привлечения негосударственных организаций в сферу управления объектами социальной инфраструктуры, передача на аутсорсинг отдельных видов услуг, оказываемых государственными предприятиями и учреждениями, привлечение добровольческих организаций для работы в муниципальных учреждениях. Представляется, что нечто подобное следовало бы предложить разработать и в Беларуси.

Из российского опыта стоит позаимствовать также идею введения в законодательство такого определения, как «социальное предпринимательство» с соответствующими критериями. Обсуждалась также концепция специального закона «Об основах социального обслуживания». На наш взгляд, эти идеи заслуживают внимания и в нашей стране.

В ПРОШЛОМ ГОДУ группой специалистов Всемирного банка (ВБ) проведены исследования государственных расходов Беларуси и подготовлены доклады «Реформирование бюджетно-налоговой сферы в целях восстановления устойчивого экономического роста» и «Повышение качества предоставляемых государством услуг в условиях жестких бюджетных ограничений». В рекомендациях ВБ для Беларуси много полезных советов по эффективному использованию бюджетных средств в здравоохранении и образовании, а также в части фискальных реформ и межбюджетных отношений. В частности, в докладе ВБ отмечено, что масштабы перераспределения ВВП через бюджет могут влиять на экономический рост.

Данные исследований показывают, что вопреки распространенному мнению влияние государственных расходов на экономический рост является отрицательным для стран, в которых исходный размер этих расходов составил 35–40% ВВП и более, и положительным — в странах с более низким показателем перераспределения ВВП через бюджет. Обнаружилось, что при расходах на уровне 35% ВВП и выше увеличение расходов сектора госуправления на 1 процентный пункт ВВП ведет к сокращению экономического роста на 0,3–0,4% в год. Отмечается также, что помимо объема важны и виды расходов. Высокий уровень государственного потребления и трансфертов, как правило, ведут к снижению экономического роста, государственные инвестиции содействуют росту.

БСПН всегда выступал с позиции содействия экономическому развитию страны и снижения налоговой нагрузки. Учитывая непростое, а если прямо говорить, кризисное состояние нашей экономики, БСПН по итогам заседаний РКД неоднократно направлял в Совет Министров свои предложения о мерах по макроэкономической стабилизации и о необходимости оздоровления финансового положения субъектов хозяйствования. Но даже при серьезности резолюции премьер-министра предложения остались неучтенными. Более того, отчетливо просматривается тенденция на увеличение уровня централизации доходов в бюджете и ФСЗН. Ряд решений в этом плане уже принят (например, Указ от 21.07.2014 № 361 «Об отдельных вопросах налогообложения, бухгалтерского учета, переоценки имущества и взимания арендной платы»), некоторые проекты обсуждаются, в том числе по повышению на 2 процентных пункта ставки НДС.

ПОСЛЕДСТВИЯ подобных решений, на наш взгляд, далеки от интересов развития экономики и улучшения благосостояния большинства населения. Но они вполне устраивают тех, кто занимается распределением государственных ресурсов и финансируется за счет бюджета. При этом как первые, так и в большей мере вторые заинтересованы в ограничении конкуренции при доступе к бюджетным ресурсам. Поэтому важно не только наполнить бюджет, но и обеспечить эффективность его использования, а также привлечь частные средства для развития социальной сферы.

Определенные надежды нами связывались с обсуждением проекта закона «О государственно-частном партнерстве». Проект внесен в парламент, изучается и обсуждается в Постоянной комиссии по экономической политике. Но, к сожалению, в ст. 2 «Цели и задачи государственно-частного партнерства» вопросы развития социальной сферы даже не упоминаются. Думается, что смещение акцентов с точки зрения «дайте деньги, а мы (госорганы) знаем, как ими распорядиться», на партнерство, в том числе в эффективном использовании бюджетных средств, заметно улучшило бы этот проект.


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях