$

2.0820 руб.

2.4488 руб.

Р (100)

3.1507 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ, ПОДКРЕПЛЕННЫЕ РУБЛЕМ

10.09.2010

Депутаты Палаты представителей приняли сразу в двух чтениях проект закона «О бюджете государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь на 2011 год». В нем доходы бюджета Фонда социальной защиты населения на следующий год определены в сумме 20 691,4 млрд. Br, расходы — 20 494,4 млрд.

Представляя в парламенте законопроект, министр труда и социальной защиты Марианна Щеткина подчеркнула, что у государства достаточно средств на все социальные выплаты в следующем году. Она сообщила, что в 2011 г. увеличатся суммы на выплату пособий в связи с рождением ребенка, по уходу за детьми до трех лет, в связи с постановкой на учет до 12 недель беременности.

Напомним, на текущий год Законом от 29.12.2009 № 70-З бюджет Фонда соцзащиты населения по расходам был утвержден в сумме 17 827,03 млрд. Br исходя из прогнозируемого объема доходов в сумме 17 983,05 млрд. с превышением доходов над расходами за счет средств профессионального пенсионного страхования в сумме 156 млрд. Таким образом, в будущем году доходы и расходы Фонда вырастут примерно на 15% при прогнозируемой инфляции в 2010 г. — 10%, а в следующем — 8% и росте фонда оплаты труда в 2011 г. на 15,6%.

В структуре доходов Фонда планируемые взносы на социальное страхование составят 20 214,3 млрд. Br, неналоговые платежи — 477,1 млрд. Br. Обязательные страховые взносы должны обеспечить 92,2% доходной части бюджета. Расчет их поступлений произведен исходя из прогнозируемого фонда оплаты труда, среднесложившегося тарифа взносов на государственное социальное страхование (34,5%), а также объема денежных выплат, на которые не начисляются страховые взносы. Взносы на профессиональное пенсионное страхование рассчитаны в сумме 168,5 млрд. Br (0,8%).

Неналоговые доходы в проекте бюджета Фонда включают доходы от капитализации временно свободных средств государственного социального страхования — 350 млрд. Br (73,4%), от размещения взносов на профессиональное пенсионное страхование в уполномоченном банке — 46,2 млрд. Br (9,6%) и прочие неналоговые доходы — 80,9 млрд. Br (17%). Говоря о такой статье дохода, как административные штрафы, министр сообщила, что из года в год их сумма остается практически одинаковой.

Большая часть расходов фонда, как обычно, составляет пенсионное обеспечение — 16 452,9 млрд. Br (80,3% расходной части), из них на оказание услуг по выплате пенсий и пособий — 215,6 млрд. Br. Министр обратила внимание на невозможность универсализации этой процедуры: «Сегодня выплата пенсий осуществляется тремя способами: через отделения связи, службу доставок и сберкассы. Мы не можем заставить людей перейти на последний вариант, даже если это экономически более выгодно. У каждого есть выбор, а статистика по Минску свидетельствует, что пенсионеры столицы предпочитают службу доставки».

Расчет расходов на 2011 г. произведен исходя из 2,4 млн. получателей в месяц и среднего размера трудовой пенсии 548 тыс. Br. На выплату пособий семьям, воспитывающим детей, предусматривается 1 557,8 млрд. Br (7,6% расходов бюджета), в т.ч. пособий в связи с рождением ребенка — 225,2 млрд. Br на 110 тыс. получателей в год по уходу за ребенком в возрасте до 3лет — 1 103,2 млрд. Br (310 тыс. получателей в месяц), пособий на детей старше 3 лет — 229,4 млрд. Br (на 125 тыс. человек ежемесячно). На выплату пособий по временной нетрудоспособности из расчета 3,6 млн. выплат (больничных листков) в год запланировано — 1 350 млрд. Br (6,6% расходов бюджета), по беременности и родам — 367,8 млрд. Br (1,8%). Отметим, что при этом предусмотрено увеличение отпуска по беременности и родам на 14 календарных дней. Расходы на погребение составят 177,4 млрд. Br (в расчете на 124 тыс. человек в год), на оказание матпомощи 2,7 тыс. остронуждающимся пенсионерам — 7 млрд. Br. Эта помощь оказывается органами по труду и социальной защите, как правило, в размере до одного бюджета прожиточного минимума на человека.

Ассигнования из бюджета Фонда на оздоровление населения запланированы в сумме 195,8 млрд. Br (1% расходов бюджета), в т.ч. на санаторно-курортное лечение и оздоровление — 145,6 млрд., финансирование специализированных учебно-спортивных учреждений Федерации профсоюзов Беларуси — 50,2 млрд. Br, на мероприятия по обеспечению занятости населения, включая субвенции в региональные бюджеты — 121,6 млрд. Br (0,59%).

Членские взносы в Ассоциацию пенсионных и социальных фондов и Международную ассоциацию социального обеспечения обойдутся Фонду в 0,55 млрд. Br, а расходы на содержание собственных органов — 116,8 млрд. Br. Кстати, государственный бюджет нынешнего года отличается от предыдущих лет тем, что в нем не учтены средства Фонда соцзащиты населения. По словам М.Щеткиной, такое положение ни в коей мере не наносит ущерб Фонду.

Расходы на профессиональное пенсионное страхование в будущем году должны составить 4,7 млрд. Br (0,02% расходов бюджета). Эта сумма спрогнозирована с запасом — ведь в I полугодии текущего года потребовалось назначить дополнительно 628 профессиональных пенсий.

Таким образом, структура системы социальной защиты в ближайшем году не изменится

Ольга ШАВЕЛА