$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Мнение специалиста

СОЦИАЛЬНОГО ЭФФЕКТА 3 ГОДА ЖДУТ©

12.11.2013

Основной эффект от вступления России в ВТО Беларусь ощутит через несколько лет. Присоединение к любому интеграционному соглашению зачастую сопровождается изменением таможенных тарифов, следовательно, и цен на потребительские товары, что влияет на благосостояние социально уязвимых групп населения. Социальные последствия, которые возникают при этом, принято связывать с двумя эффектами: на потребление и на доходы. Экономист Исследовательского центра ИПМ Глеб Шиманович спрогнозировал социальные эффекты, связанные с изменением структуры цен и потребления, от вступления Беларуси в ВТО.

Моделирование эффектов основано на анализе распространенности выгод, который является одним из экономических инструментов, применяемым Всемирным банком для изучения бедности и социальных последствий от изменений в экономической политике. Исследователь построил три сценария того, как изменения пошлин скажутся на уровне цен на потребительском рынке.

Согласно первому сценарию изменение пошлин затрагивает только существующее потребление импортных продуктов питания и непродовольственных товаров. Он позволяет оценить максимально возможные эффекты от изменения таможенных пошлин.

Второй сценарий предполагает, что уменьшение цен на импорт приведет к росту спроса на него и вытеснению отечественных аналогов. При этом снижение цен, рост конкуренции и расширение ассортимента позволят повысить благосостояние населения.

Третий сценарий оценивает максимально возможный эффект от снижения пошлин при условии, когда вслед за ценами на импорт для сохранения конкурентной позиции снижаются и цены на отечественные товары.

Из всех вариантов наибольший интерес представляют долгосрочный сценарий с изменением доли импорта в потреблении и краткосрочный — без учета повышения пошлин. Они представляются наиболее реалистичными и рассматриваются как базовые. Остальные сценарии призваны определить масштаб возможных сдвигов в благосостоянии населения под влиянием изменения пошлин на потребительский импорт. Впрочем, большинство из рассмотренных сценариев предполагает улучшение благосостояния населения лишь на 1–2% в долгосрочном периоде и на 0,7% — в краткосрочном.

Базовый сценарий, учитывающий также структуру потребления отечественных и импортных товаров, в краткосрочном периоде, т.е. при установлении тарифов на уровне, согласованном Россией непосредственно на момент вступления в ВТО, предполагает увеличение располагаемых ресурсов населения на 0,2% при условии, что власти воздержатся от возможного повышения пошлин по некоторым товарным позициям. В долгосрочном периоде при установлении тарифов на уровне конечного связывания, принятом Россией, эффект возрастает до 0,8%.

Единственный сценарий, который допускает ухудшение положения населения, предполагает, что власти в полной мере воспользуются возможностью повышения пошлин в краткосрочном периоде, а динамика цен на отечественную продукцию и импорт полностью совпадет. Тогда благосостояние населения в краткосрочном периоде снизится на 0,5%, но в долгосрочном — гарантированно вырастет на 1,9%. Эффект от изменения цен ограничен небольшим масштабом снижения пошлин, в особенности в краткосрочном периоде, невысокой долей импортных продуктов питания в рационе белорусов, а также самой структурой потребления, в которой доминируют расходы на еду. В итоге ощутимый вклад в улучшение благосостояния в краткосрочном периоде оказывает снижение цен всего по трем товарным позициям — фрукты и ягоды, обувь, колбасные изделия и копчености. В долгосрочном периоде товарных позиций, которые обеспечивают положительный эффект на благосостояние населения, больше, и в основном это непродовольственные товары.

Улучшение благосостояния происходит вне зависимости от исходного материального положения отдельных групп, что объясняется схожестью структуры потребления всего населения Беларуси. Абсолютно и относительно бедные домохозяйства выигрывают в той же степени, что население в среднем. Меньше всего вступление в ВТО скажется на самых обеспеченных группах, так как у них большую долю составляют сбережения и расходы на приобретение товаров и услуг, которые не регулируются таможенными тарифами. Однако масштабы расхождения в эффектах для обеспеченных и бедных групп населения крайне малы.

Вследствие равномерного распределения большинство социально уязвимых групп выиграют от изменения цен после вступления Беларуси в ВТО в той же степени, что и население в целом. Исключение составляют лишь жители сельской местности. Эффект для них оказывается чуть ниже среднего из-за меньшего удельного веса в расходах на приобретение продуктов питания, в особенности овощей, фруктов, некоторых видов мясной продукции, на которые ожидается ощутимое снижение пошлин. Кроме того, некоторые сельчане могут и проиграть от снижения таможенных тарифов на продукты питания в случае, если они сами производят их для продажи. Однако в среднем удельный вес доходов от реализации сельхозпродукции в располагаемых ресурсах сельского населения составляет всего 2,6%, что связано с неразвитостью фермерских хозяйств. Соответственно, масштабы негативных эффектов в случае, если цены на отечественные продукты питания снизятся вслед за импортными, на доходы сельских жителей будут незначительны.
 
Материал подготовила Оксана КУЗНЕЦОВА