Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №29(2723) от 16.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2663
EUR:
3.4803
RUB:
3.4903
Золото:
252.19
Серебро:
3.05
Платина:
104.91
Палладий:
112.36
Назад
Глобализация
02.10.2015 9 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРОЕКТЫ:©

В последние годы коммерческие и некоммерческие организации всех форм собственности, учреждения здравоохранения, образования и многие другие широко вовлекаются в проекты МТП, финансируемых Евросоюзом. Эти проекты имеют важное значение для нашей страны, поскольку позволяют сэкономить бюджетные расходы. В то же время у граждан, участвующих в реализации проектов, возникают вопросы, связанные с уплатой взносов на социальное страхование.

в поисках защиты и справедливости

В последние годы коммерческие и некоммерческие организации всех форм собственности, учреждения здравоохранения, образования и многие другие широко вовлекаются в проекты МТП, финансируемых Евросоюзом. Эти проекты имеют важное значение для нашей страны, поскольку позволяют сэкономить бюджетные расходы. В то же время у граждан, участвующих в реализации проектов, возникают вопросы, связанные с уплатой взносов на социальное страхование.

Для выполнения проектов, как правило, привлекается широкий круг физических лиц. Некоторые из них являются штатными сотрудниками организаций, получающими зарплату в рамках своей обычной деятельности. Другие нанимаются только на период реализации проекта и получают вознаграждения непосредственно из средств МТП. Среди участников проектов есть молодежь от 18 лет и старше, граждане, находящиеся в периоде, принимаемом в расчет при начислении пенсии, а также лица, достигшие пенсионного возраста.

В то же время с сумм расходов на оплату труда, выплачиваемых из средств МТП, не начисляются взносы в ФСЗН и Белгосстрах в соответствии с Рамочным соглашением между правительством Республики Беларусь и Комиссией Европейского союза, заключенным 18.12.2008 г. и ратифицированным Законом от 9.11.2009 № 61-З (далее — Соглашение).

Для тех, кого не беспокоит вопрос социальной защищенности (оплата больничных, пособия по беременности и родам, размер пенсии и т.п.), проблем здесь не возникает. А вот для всех остальных они имеются.

Согласно ст. 3 Соглашения деятельность, финансируемая ЕС, не облагается налогами, сборами (пошлинами), таможенными платежами, а также любыми другими эквивалентными сборами. При этом по всем контрактам, которые финансируются Сообществом, подрядчики и их сотрудники освобождаются от всех налогов, сборов и обязательных платежей, которые взыскиваются в Республике Беларусь, включая выплаты на социальное обеспечение, налоги на предпринимательскую деятельность. Однако применение данного пункта на практике препятствует гражданам РБ, участвующим в работе социально-значимых проектов, реализации своих конституционных прав, лишает их социальной защиты и социальных гарантий.

Напомним, согласно ст. 47 Конституции гражданам гарантируется право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и в других случаях, предусмотренных законом. Одним из принципов государственного социального страхования является обязательное участие работодателей и работающих граждан в формировании государственных внебюджетных фондов социального страхования. Такое участие предоставляет впоследствии возможность гражданам, за которых уплачивались страховые взносы, получать пенсии и пособия из средств социального страхования в соответствии со ст.ст. 8, 10 Закона от 31.01.1995 № 3563-XII «Об основах государственного социального страхования», ст. 1 Закона от 17.04.1992 № 1596-XII «О пенсионном обеспечении».

При этом обязательные страховые взносы включают взносы на пенсионное и социальное страхование (ст. 3 Закона от 29.02.1996 № 138-XIII «Об обязательных страховых взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь»). Право на получение пенсий имеют лица, за которых уплачивались взносы на пенсионное страхование. При этом при расчете трудовых пенсий в трудовой стаж засчитываются только те периоды работы, предпринимательской, творческой и иной деятельности, в течение которых производилась уплата страховых взносов в ФСЗН в соответствии с законодательством (ст. 51 Закона № 1596-XII). В заработок для исчисления пенсии включаются выплаты всех видов, на которые согласно законодательству начислялись и из которых уплачивались страховые взносы в ФСЗН (ст. 58 Закона № 1596-XII). Право на получение выплат социального характера из средств ФСЗН зависит также от уплаты обязательных страховых взносов на социальное страхование.

Государственное социальное страхование распространяется, прежде всего, на граждан, работающих по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых являются оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности, у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и частных нотариусов, а также на основе членства (участия) в юридических лицах любых организационно-правовых форм (ст. 7 Закона № 3563-XII). Право участия в правоотношениях по государственному социальному страхованию предоставляется также гражданам, выполняющим работы по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности, у физических лиц, творческим работникам, гражданам, работающим в представительствах международных организаций в Беларуси, дипломатических представительствах и консульских учреждениях иностранных государств, аккредитованных в нашей стране.

Таким образом, в настоящее время в Беларуси отсутствует механизм реализации прав на социальное обеспечение граждан, за которых не уплачивались взносы в ФСЗН, в связи с освобождением от таковых в соответствии с международными соглашениями. Не предусмотрено и право таких граждан, не имеющих статуса, прямо названного в Законе № 3563-XII, на самостоятельное участие в правоотношениях по государственному социальному страхованию. Поэтому партнеры в интересах защиты прав специалистов, участвующих проектов, применяют механизм их социального обеспечения в рамках возможностей, предусмотренных белорусским законодательством и установленными действующими общими условиями, применяемыми для контрактов о грантах, которые финансируются из средств ЕС в рамках внешних проектов.

В частности, в соответствии с Указом Президента от 6.07.2005 № 314 «О некоторых мерах по защите прав граждан, выполняющих работу по гражданско-правовым и трудовым договорам» юридические лица и индивидуальные предприниматели, предоставляющие работу гражданам по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг и создание объектов интеллектуальной собственности, обязаны заключать с ними указанные договоры в письменной форме и определять в них ряд существенных условий, в т.ч. обязательство заказчика по уплате за них в установленном порядке обязательных страховых взносов на государственное социальное страхование в ФСЗН, а также по уплате страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, если выполнение работ, оказание услуг осуществляется в местах, предоставленных заказчиком.

Очевидно, что лишение граждан, участвующих в долгосрочных социально значимых проектах, их конституционных прав на социальные гарантии и защищенность, выглядит несправедливо и нелогично. Кроме того, это негативно сказывается на заинтересованности специалистов в участии в таких проектах. Если в договоры не включено условие о выплате за них взносов в ФСЗН, работники могут настаивать на увеличении фактического размера их труда в качестве компенсации ухудшения их условий либо будут отказываться от заключения таких договоров вовсе. Полагаем, что решить вопрос можно через внесение изменений и дополнений в Закон № 3563-XII, предоставив право данной категории граждан при желании самостоятельно уплачивать взносы в ФСЗН.

Екатерина ОНОШКО,

директор ЧУП «Внешаудит»,

аудитор

Татьяна ЯНОВСКАЯ,

юрист

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений