Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №3 (2500) от 14.01.2022 Смотреть архивы
picture
USD:
2.5678
EUR:
2.9445
RUB:
3.3944
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО: dе jurе и dе fасtо

На состоявшейся конференции "Социальный диалог в Беларуси. Практика, проблемы, перспективы", проведенной по инициативе Белорусской конфедерации промышленников и предпринимателей для объединений нанимателей, выяснилось, что в социальном партнерстве имеется целый ряд серьезных проблем...
На состоявшейся конференции "Социальный диалог в Беларуси. Практика, проблемы, перспективы", проведенной по инициативе Белорусской конфедерации промышленников и предпринимателей для объединений нанимателей, выяснилось, что в социальном партнерстве имеется целый ряд серьезных проблем.

Термин "социальное партнерство" введен в наше законодательство о труде в 1992г. С этого времени одной из задач законодательства о труде было развитие социального партнерства между работниками и нанимателями.

В Трудовом кодексе (далее -- ТК), вступившем в силу с 1 января 2000г., положениям о социальном партнерстве посвящена глава 33, в которой установлено, что в экономической и социальной политике "социальное партнерство" означает консультации и сотрудничество между наемными работниками (у нас их представляют профсоюзы) и нанимателями на разных уровнях по поводу определения (установления) взаимоприемлемых условий найма и оплаты труда. В международной практике социальный диалог (консультации) признается эффективной формой согласования интересов работников, нанимателей и государства.

По основным направлениям социального партнерства в Беларуси на первый взгляд сформирована нормативно-правовая база. Однако в ходе ее применения возникает целый ряд вопросов. На конференции участники пытались выяснить, кто является нанимателем. Все ли объединения, причислившие себя к объединениям нанимателей, являются таковыми. Казалось бы, в ст.1 ТК достаточно четко разграничены понятия "наниматель", "уполномоченное лицо нанимателя" и "работник":

Наниматель -- юридическое или физическое лицо, которому законодательством предоставлено право заключения и прекращения трудового договора с работником.

Уполномоченное должностное лицо нанимателя -- руководитель (его заместители) организации (обособленного подразделения), руководитель структурного подразделения (его заместители), мастер, специалист или иной работник, которому законодательством или нанимателем предоставлено право принимать все или отдельные решения, вытекающие из трудовых и связанных с ними отношений.

Работник -- лицо, состоящее в трудовых отношениях с нанимателем на основании заключенного трудового договора.

Согласно ст.253 ТК права и обязанности руководителя организации определяются ТК, актами законодательства, учредительными документами, а также трудовым договором.

Таким образом, руководитель -- это работник, с которым высший орган управления организации от лица нанимателя (юридического лица) заключает трудовой договор.

Теперь обратимся к законодательству, регулирующему порядок создания общественных организаций и объединений юридических лиц. В соответствии со ст.117 Гражданского кодекса (далее -- ГК) общественными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, объединившихся для удовлетворения духовных и иных нематериальных подробностей на основе общности своих интересов.

Следовательно, если работник, в том числе директор, какого-либо юридического лица хочет вступить в общественную организацию, то он вступает как гражданин, преследующий собственные интересы. В этом случае он не является уполномоченным лицом нанимателя, т.к. наниматель (юридическое лицо) не имеет права делегировать представлять его интересы в общественной организации, т.к. не является (и не может являться) ее членом.

Для решения своих интересов коммерческие организации (наниматели) могут объединяться в союзы и ассоциации в соответствии со ст.121 ГК. И в этом случае уполномоченное лицо нанимателя -- руководитель (либо иное лицо) вправе представлять интересы нанимателя, т.к. именно наниматель является членом объединения.

В связи с тем, что в законодательстве РБ отсутствует нормативный правовой акт, который бы регулировал порядок создания объединений нанимателей, отсутствует и механизм сертификации объединений нанимателей.

Однако есть один, но самый главный критерий, по которому определяется сфера социального партнерства, -- это наличие у нанимателя работников, которые являются членами профсоюза, потому что социальное партнерство -- сфера трудовых правоотношений между нанимателем и работниками (интересы последних представляют профсоюзы).

В соответствии с трудовым законодательством индивидуальные предприниматели относятся к той категории физических лиц, которым предоставлено право заключения от своего имени трудового договора с наемным работником.

2003-01-27г. Декретом N 4 установлено, что индивидуальный предприниматель (далее -- ИП) вправе привлекать не более 3-х физических лиц для осуществления своей деятельности.

Для создания профсоюза необходимо не менее 10 человек работающих (обучающихся) у конкретного нанимателя (Декрет от 26.01.99г. N 2). Таким образом, сотрудники ИП не могут создавать профсоюзы.

Следовательно, общественные объединения, членами которых являются ИП или иные граждане (руководители и т.д.), называющие себя объединениями нанимателей, не имеют социального партнера -- профсоюзов, с которым смогли бы вести социальный диалог.

В целях координации действий трех сторон (правительства, нанимателей и профсоюзов) для проведения социального диалога Указом Президента от 15.07.95г. N 278 (в редакции Указа от 5.05.99г. N 252) определены субъекты социального партнерства, утверждены Положение о Национальном совете по трудовым и социальным вопросам, а также сопредседатели Национального совета: от правительства -- заместитель премьер-министра; от профсоюзов -- председатель Федерации профсоюзов Беларуси; от нанимателей -- президент Белорусской научно-промышленной ассоциации (далее -- БНПА). После введения в действие ГК в 1999г. и в связи с принятием вышеназванного Декрета N 2 членами общественных объединений не могут быть юридические лица. Поэтому в настоящее время членами БНПА являются только физические лица, т.к. эта организация имеет статус общественного объединения.

В силу Указа N 278 представители иных объединений нанимателей, даже тех, членами которых являются юридические лица (и, следовательно, социальный диалог в виде коллективного договора ведется на первичном уровне), не смогут быть сопредседателями в Национальном совете, а значит, не будет соблюдаться принцип паритетности.

Из сказанного можно сделать вывод, что одной из нерешенных проблем социального партнерства является легитимность объединений, представленных как объединения нанимателей.

Второй проблемой социального диалога участниками конференции называлось "отсутствие реальных представителей работников и нанимателей, с подтвержденными делегированными полномочиями, особенно на отраслевом и региональном уровне". Если провести анализ отраслевых тарифных соглашений, то можно заметить, что они заключены в основном между соответствующими министерствами и республиканскими комитетами профсоюза, а объединения нанимателей в этом диалоге не участвуют.

Третьей проблемой, на мой взгляд, является отсутствие главного предмета социального диалога для заключения тарифного соглашения -- это регулирование вопросов оплаты труда. С принятием Декрета от 2002-07-18г. N 17 "О некоторых вопросах регулирования оплаты труда работников", а также принятого в его развитие постановления Совмина от 2002-08-23г. N 1144 был изменен принцип оплаты труда, установленный ТК. До принятия Декрета N 17 применение ЕТС Республики Беларусь носило рекомендательный характер для коммерческих негосударственных организаций и она выступала как минимальная гарантия в оплате труда. С принятием указанных документов наниматели (независимо от формы собственности) обязаны оплату труда работникам осуществлять на основе ЕТС.

В настоящее время именно правительство регулирует оплату труда, и две другие стороны (наниматели и профсоюзы) к этому регулированию фактического отношения не имеют. Правительством урегулировано распределение работников коммерческих организаций по тарифным разрядам ЕТС, а также установлены коэффициенты повышения тарифных ставок (окладов) рабочих по технологическим видам работ, производствам и отраслям экономики.

Таким образом, из сферы социального диалога исключена сфера регулирования оплаты труда работников (в т.ч. руководителей). Согласно постановлению Совмина от 2002-07-25г. N 1003 коэффициент соотношения средней зарплаты руководителя организации независимо от формы собственности и средней зарплаты по организации в целом не может превышать 3,5.

Все эти изменения в законодательстве приняты без предварительных переговоров с нанимателями и профсоюзами в нарушение положений Генерального соглашения между правительством Республики Беларусь, республиканскими объединениями нанимателей и профсоюзов на 2001--2003 гг.

В п.38 Генерального соглашения установлено, что правительство "при подготовке нормативных правовых актов, затрагивающих социально-экономические интересы работников и нанимателей по вопросам Соглашения, их правовое и экономическое положение, направляет соответствующие проекты для рассмотрения и внесения замечаний и предложений республиканским объединениям нанимателей и профсоюзов и учитывает их мнение при принятии решений". Вот и получается, что dе jurе социальное партнерство есть, а dе fасtо -- нет.