Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №5 (2502) от 21.01.2022 Смотреть архивы
USD:
2.5752
EUR:
2.9187
RUB:
3.3594
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Проекты
13.05.2003
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Социальная помощь: ПОИСК АДРЕСОВ

Недавно Палата представителей приняла в первом чтении проект закона "О внесении изменений и дополнения в некоторые законодательные акты Республики Беларусь по вопросам государственного социального страхования и перерасчета пенсий"...

Недавно Палата представителей приняла в первом чтении проект закона "О внесении изменений и дополнения в некоторые законодательные акты Республики Беларусь по вопросам государственного социального страхования и перерасчета пенсий". Кроме того, в профильной комиссии готовятся ко второму чтению новые редакции законопроектов "О занятости" и "О размерах обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения". На подходе пакет документов, связанных с пенсионной реформой и упорядочением льгот, -- об этом заявил председатель Палаты представителей Вадим Попов на открытии семинара, посвященного реформированию системы социальной защиты Беларуси.

Заместитель министра экономики Андрей Тур назвал белорусскую экономику "очень сильно ориентированной". Социальной помощью охвачено более 40% населения республики, в то время как даже в очень богатых странах этот показатель не превышает 12%. Для системы соцзащиты в Беларуси характерны множественность пособий и субсидий, предоставляемых различным категориям граждан. Так, число пособий приближается к 80, существует 34 категории их получателей, законодательством предусмотрено 43 вида различных субсидий. Сегодня в том или ином виде получают социальную помощь примерно 7,5 млн. человек, то есть 75% населения.

Подобная система неэффективна прежде всего потому, что социальные трансферты не увязаны с имущественным положением их получателей. Люди с примерно одинаковым уровнем доходов могут получать существенно различающиеся суммы. Так, в отдельных случаях размер пособия может превышать 100 тыс.руб. на человека, однако средняя величина равняется всего лишь 6 тыс.руб.

Поэтому Министерство труда и соцзащиты разрабатывает программу перехода от действующей системы предоставления пособий и субсидий отдельным категориям граждан к системе адресной поддержки по принципу нуждаемости. Работники министерства хорошо понимают, что реформа, которая затронет значительную часть населения, не может быть популярной. И сегодня идет поиск ее оптимального варианта.

На встрече были распространены материалы исследования, проведенного совместно со Всемирным банком. Всего рассматривались четыре возможных сценария социальной помощи населению.

Первый вариант -- полное сохранение ныне действующей системы плюс внедрение адресной социальной помощи -- исключает возможность проигрыша для всех семей и гарантирует улучшение материального положения малоимущих. Однако для его реализации потребуется из бюджета дополнительно 358 млрд.руб.

Наиболее радикальный -- второй вариант, который предполагает отмену всех выплачиваемых сегодня пособий и субсидий. Их сменит адресная социальная помощь. Он гарантирует значительную экономию бюджетных средств, но домашние хозяйства, то есть семьи, как правило, окажутся в проигрыше.

Третий вариант: отмена всех выплачиваемых пособий и субсидий (за исключением пособий на детей) плюс внедрение адресной социальной помощи. Аннулирование большинства социальных трансфертов и введение адресной социальной помощи дает экономию бюджетных средств и снижение доходов почти всех категорий граждан, пользующихся трансфертами (в выигрыше окажутся только самые малообеспеченные). Так, семьи с одним родителем потеряют 8% доходов, семьи с детьми -- 3,5%, семьи пенсионеров -- 4%, бездетные семьи, состоящие из взрослых моложе 60 лет, -- 2%.

И наконец, еще один вариант предусматривает сокращение ряда пособий (уменьшение льгот на проезд, на оплату жилищно-коммунальных услуг, чернобыльских льгот и т.д.) и внедрение адресной социальной помощи. Такой сценарий обеспечивает экономию бюджетных средств. Вырастут доходы малообеспеченных граждан, остальные понесут небольшие потери -- 1,3% от их теперешнего дохода.

Как отмечалось на семинаре, последний вариант -- сокращение некоторых льгот для граждан с более высокими доходами и переход к системе назначения большинства видов господдержки по принципу нуждаемости -- в феврале рассматривался и был одобрен на заседании правительства.

Адресная социальная помощь представляет собой доплату разницы между гарантированной долей бюджета прожиточного минимума (которая составляет 60% от БПМ) и реальным доходом каждого члена семьи, претендующей на такую поддержку. Внедрение адресной социальной помощи началось в 2001г.

По словам Татьяны Щеметовец, возглавляющей управление социальной помощи Министерства труда и соцзащиты, в прошлом году за помощью обратились 36089 семей и 826 одиноких граждан. Основные ее получатели -- неполные и многодетные семьи.

Для отработки новой модели соцзащиты малоимущих в 2002г. в Осиповичском районе проведен эксперимент. По его условиям право на адресную социальную помощь получили все жители района (в том числе трудоспособные), среднемесячный совокупный душевой доход которых был ниже 60% от бюджета прожиточного минимума. В состав совокупного дохода включались все виды денежных выплат, доходы от приусадебных участков, имущества, предпринимательской деятельности, стоимость льгот и социальной помощи.

При этом, подчеркнула Т.Щеметовец, фактически произошло объединение всех выплат, пособий, субсидий и других трансфертов в систему адресной социальной помощи, так как поддержка во всех ее видах (включая бесплатные школьные завтраки, льготы на жилищно-коммунальные услуги и т.д.) оказывалась по одному заявлению от семьи.

Социологический опрос, проведенный среди жителей Осиповичского района, показал: несмотря на то что почти 45% граждан были плохо информированы об эксперименте и не дали конкретных ответов, 37% респондентов положительно отнеслись к начислению адресной социальной помощи, отрицательно -- 18%. Половина опрошенных (51%) считают, что введение такой модели господдержки обеспечит доступ к ней всех категорий малоимущих. Число не согласных с таким утверждением в четыре раза меньше.