Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №35 (2532) от 17.05.2022 Смотреть архивы
picture
USD:
2.51
EUR:
2.6141
RUB:
3.9482
Золото:
145.73
Серебро:
1.71
Платина:
75.7
Палладий:
156.07
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Социализм в отдельно взятом городе

Отечественная экономическая модель, призванная по мысли ее идеологов сохранить лучшее, что мы достигли за годы строительства социализма, упорно сохраняет и негативные "родимые пятна" социализма: показуху, очковтирательство, искажение отчетности, фактическое присвоение чиновничеством права собственности на государственное имущество и казну...
Отечественная экономическая модель, призванная по мысли ее идеологов сохранить лучшее, что мы достигли за годы строительства социализма, упорно сохраняет и негативные "родимые пятна" социализма: показуху, очковтирательство, искажение отчетности, фактическое присвоение чиновничеством права собственности на государственное имущество и казну. И хотя сегодня даже самые закоренелые ортодоксы не призывают вернуться к тотальной системе Госплана и Госснаба, редко кто выступает и против одного из наиболее противоречивых явлений в белорусской экономике -- государственного заказа, который стал у нас источником широкомасштабных злоупотреблений, причиной роста цен и снижения конкурентоспособности отечественных производителей.

Торговые "сети"

Исполнительный комитет каждого города, области и района в нашей стране, по сути дела, является учредителем нескольких коммерческих государственных структур, призванных поставлять производителям своего района товары по низким ценам и на выгодных условиях. Эти компании наделены большими полномочиями, имеют беспрепятственный доступ к региональным бюджетам и банковским кредитам (под гарантии исполкомов), формируют и выполняют городские (областные, районные) заказы. Масштабы деятельности данной сети государственных коммерсантов явно недооценены. В Беларуси 118 районов, 102 города и 25 районов в городах. Каждое из 24 министерств, 6 облисполкомов и Минский горисполком, 6 государственных концернов имеют право учреждать коммерческие структуры. В итоге в целом по стране получается сеть как минимум из 1000 государственных торговых, посреднических структур, которые "канализируют" деньги бюджетов разных уровней.

Для иллюстрации данных выводов возьмем самую крупную территориальную единицу Беларуси -- город Минск и одну из его государственных коммерческих структур. Столица с годовым бюджетом 1575,9 млрд.руб. (около 730 млн.USD), большим количеством не поделенной пока коммунальной собственности находится на перекрестке интересов чиновников и бизнесменов не только местного, но и республиканского уровня. Деньги здесь крутятся приличные, потому для управления такой системой необходимы недюжинные способности.

Как свидетельствует первый заместитель председателя Мингорисполкома Н.Ерохов в книге "Городской заказ города Минска на 2003 год", в условиях кардинально меняющихся экономических условий "для обеспечения динамичного развития жизнедеятельности города система управления социально-экономическими процессами развития должна быть целостной и комплексной..". Он положительно оценивает опыт реализации экономической политики Минска через систему городского заказа. По мнению руководства Мингорисполкома, горзаказ призван экономить бюджетные деньги и средства предприятий, повышать конкурентоспособность городских производителей и стимулировать развитие конкурентной среды.

Цели весьма благородные. Для их выполнения 1 декабря 1999г. городские власти учредили УП "Горснаб Мингорисполкома". На эту структуру была возложена обязанность организации процесса по выполнению городского заказа, что предполагало, в первую очередь, закупку товаров по рыночным ценам и экономию бюджетных средств. Положение о выполнении и реализации городского заказа города Минска (утв. Мингорисполкомом 2000-07-13г. N 884) детально описывает, как должна быть организована эта работа. Интерес со стороны разных структур и дельцов к Горснабу проявился с момента его регистрации по одной понятной причине: городской заказ, с которым работает данное предприятие, в 2003г. составил 516,9 млрд. руб. (около 240 млн.USD), что делает его одним из крупнейших коммерческих структур Минска, если не страны.

Согласно Положению заказчики (предприятия коммунальной собственности и другие юридические лица г. Минска, администрации районов, управления и комитеты) до 1 сентября т.г. представляют в Горснаб списки товаров, которые им необходимы на следующий год. Не позднее 15 октября Горснаб передает в финансовое управление Мингорисполкома список товаров (работ, услуг). Затем до 1 декабря эта структура сообщает Горснабу ориентировочные сведения о планируемом выделении денежных средств под реализацию горзаказа. После корректировки заказчиками своих запросов Горснаб формирует окончательный перечень товаров и услуг, которые он должен предоставить городу в следующем году. Этот список утверждает Мингорисполком после принятия бюджета города. Согласно Положению номенклатуру товаров, их закупку и доставку осуществляет УП "Горснаб Мингорисполкома" "на основании результатов анализа исполнения городского заказа за прошедший год с учетом его рационального размещения на планируемый год..". При этом сам Мингорисполком утверждает предложенную номенклатуру и, очевидно, несет ответственность за правильность работы своей коммерческой "дочки". Такое совмещение контрольных, законодательных и исполнительных функций не может не сказываться на качестве работы властей столицы.

Карикатурные заказы

Когда речь идет об оптимизации закупочной деятельности через ее централизацию под "крышей" государственной коммерческой структуры, обычно имеют в виду: (1) получение больших скидок при закупке большой партии товаров, что позволяет заказчикам действительно экономить средства, и (2) получение более дешевых кредитов на закупку товаров, что также сокращает издержки и делает предприятия более конкурентоспособными.

Анализ конкретных позиций городского заказа Минска на 2003 год вызывает недоумение. С большой натяжкой еще можно согласиться с тем, что Горснаб поставляет 100% необходимых столице стройматериалов и металлопроката, но почему через данную структуру надо закупать 100% автотракторной и погрузочной техники, нефтехимической продукции, медицинских изделий и лекарственных средств? Неужели организациям Минска так сложно набрать номер минских же производителей и напрямую договориться с ними о поставках?

Приведем лишь несколько наименований товаров, которые попали в городской заказ на 2003г.: 32 писсуара по 39,4 тыс. руб. за штуку, один пистолет паяльный по 180 тыс., один рояль за 18 млн. руб., 20 литров уксусной кислоты по цене 3800 за литр, 3,2 т кофе по 3240 руб. за кг, одна ванна за 150 тыс., 217074 березовых веника по 461 руб. за штуку и т.д. и т.п. Зачем централизовывать закупки этих и сотен других товаров, не совсем ясно.

Подход к горзаказу в Минске, равно как и в других городах и областях Беларуси, сильно смахивает на систему торговли в бывшем Советском Союзе. Проверка Горснаба Комитетом государственного контроля, налоговой инспекцией, аудиторской компанией подтвердили наихудшие опасения.

Игра без правил

Приведем лишь несколько фактов из деятельности коммерческой структуры Мингорисполкома. После того, как на Горснаб пришел новый директор Н.Рогожник, была проведена инвентаризация складов. В акте приема -- сдачи дел сказано, что "после окончательной сверки с бухгалтерией выявлена недостача ТМЦ на сумму 26935882 рубля".

Аудиторская компания "АудитИнком" (директор А. Немерович) проверила Горснаб и проинформировала о результатах мэра столицы М. Павлова. Установлено, что "в результате проведения аудита выявлены серьезные нарушения действующего законодательства Республики Беларусь, повлиявшие на достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности УП "Горснаб Мингорисполкома" за проверяемый период" (январь 2002 -- март 2003гг.). Структура баланса была признана неудовлетворительной, а предприятие -- неплатежеспособным.

Установили: "транзитная отгрузка продукции без прохождения складского учета..., выписка товарно-транспортных накладных сторонними организациями до оприходования товаров на склад предприятия..., снятие с бухгалтерского учета товароматериальных ценностей... до их фактической отгрузки". Выявлены нарушения при ведении бухучета бартерных операций, зачетов взаимных требований и вексельных схем. Многие люди, попав работать на Горснаб, были в шоке от творящихся там беспорядков.

Большинство должников Горснаба -- фирмы с весьма проблемными балансами. С них дебиторскую задолженность вряд ли взыщешь. А это ни много ни мало почти 3 млрд.руб. Из них 985,6 млн.руб. -- практически невозвратные (долг фирм-однодневок). Интересная получается бухгалтерия. Получив в начале своей деятельности кредит тракторами на 15 млрд.руб. в 2001г., Горснаб так поработал, что в середине 2003г. "приобрел" около 7 млрд. кредиторской задолженности, 4,3 млрд. неликвидных товаров на складе и свыше 1 млрд. долгов перед бюджетом.

По решению Мингорисполкома от 5.07.2001г. N 902 Горснабом была проведена сделка по реализации 170 тракторов. Если бы потребители закупали их непосредственно на МТЗ, то они могли бы купить на 73 трактора больше. Разница между ценами производителя и минских коммерсантов составила 804,7 млн.руб. А вот при продаже тракторов фирмам-однодневкам Горснаб составил настоящую конкуренцию Минскому тракторному заводу, устанавливая на них цены, значительно ниже заводских.

КГК установил, что "за реализацию 545 тракторов УП "Горснаб Мингорисполкома" получено на 1163768,348 тыс.руб. меньше, чем было бы получено Минским тракторным заводом при реализации заводом указанной автотранспортной техники". Горснаб заключил бартерных договоров на продажу 369 тракторов на сумму 5,2 млрд.руб. с 18 фирмами-однодневками. Неужели возможности Мингорисполкома не позволяли зам. гендиректора В. Кожару и гендиректору Ю. Ронделю проверить, с кем они имеют дело? Выбирая непроверенных партнеров, Горснаб часто игнорировал отечественных производителей при закупке товаров по горзаказу. Так, вместо белорусских покупались российские троллейбусы, вместо более дешевых товаров делался выбор в пользу более дорогих.

Примеров нарушения Горснабом Положения о формировании и реализации городского заказа города Минска КГК "накопал" предостаточно. Если бы каждая созданная исполнительной вертикалью коммерческая структура нанесла бюджету страны такой же ущерб, как Горснаб, то мы бы не досчитались в бюджете страны около 5 трлн. руб.! Вот почему пришло время критически переосмыслить всю систему государственного заказа и торговли. Чиновникам надо выбрать: либо они будут выполнять государственные функции, либо уйдут в коммерцию. Как показывает практика, совмещение этих функций белорусской экономике противопоказано.