$

2.1028 руб.

2.4584 руб.

Р (100)

3.1371 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Контроль

«Сочный» рынок

31.10.2008

  На коллегии Комитета государственного контроля проанализирована ситуация с производством в стране соков. Специалисты КГК пришли к неутешительным выводам — несмотря на предпринимаемые меры, «отбить» у импорта внутренний рынок (соотечественники приобретают более 50% иностранных товаров) пока не получается.

  Главными причинами, приведшими к неблагоприятной конъюнктуре, сотрудники КГК назвали недостаточную координирующую роль концерна «Белгоспищепром», который должен осуществлять единую экономическую и технологическую политику в организациях пищевой промышленности, а также пассивную позицию Минторга, не принимающего исчерпывающих мер по приоритетному продвижению на внутреннем рынке отечественной плодоовощной продукции.

  Так или иначе, но 50 отечественных производителей сока и соковой продукции (еще 2 игрока используют мощности наших заводов на давальческих условиях) способны в полной мере удовлетворить потребности населения в данном товаре, считают контролеры. Только 10 наиболее крупных субъектов хозяйствования готовы вырабатывать свыше 350 млн. условных банок, что составляет около 140 тыс. т при внутренней емкости рынка в 100-120 тыс. т. Также доказано, что по цене и качеству белорусский сок конкурентоспособен.

  Какие же преграды мешают местным предприятиям зарабатывать?

  Одна из причин — нежелание розничной торговли заключать с ними договоры, в чем, например, была уличена сеть магазинов «Рублевский». Подобное дискриминационное положение отечественных брэндов вызвано проплатой иностранными компаниями «маркетинговых услуг», например, за размещение соков на лучших полках.

  В то же время можно понять и представителей торговли, отдающих предпочтение иностранцам. Только 11 отечественных организаций (с учетом давальческих — 13) поставляют продукцию в тетрапакетах, а половина действующих заводов разливают сок в неудобные трехлитровые стеклянные банки.

  Также госконтроль отметил слабую маркетинговую политику отечественных производителей, пассивность при продвижении торговых марок, почти полное отсутствие рекламы.

  По мнению аналитиков «ЭГ», если в ближайшее время меры по исправлению ситуации на профильном рынке не будут приняты, то в будущем ежегодный импорт данной группы товаров удвоится и достигнет 150-200 млн. USD. Прежде всего за счет динамично растущего рынка, который далек от насыщения — пока белорусы пьют в 4 раза меньше соков, чем жители Европы.

  Избежать вымывания средств из страны будет довольно сложно. Одного желания выбить конкурентов недостаточно. Так, напомним, что вице-премьер правительства Иван Бамбиза, выступая в парламенте, пообещал, что белорусский рынок будет полностью насыщен соками отечественного производства к середине 2008 г. Основные надежды возлагались на два мощных завода, которые, по словам вице-премьера, обеспечат 100% внутреннего потребления, а также поставки на экспорт. Чиновник уточнил, что речь идет о строительстве предприятий в Бобруйске и под Минском. Но если ИП «Старая крепость» в Могилевской области уже заработало (структура планирует получить 18% рынка к концу года), то столичное предприятие с проектной мощностью в 100 млн. усл. банок в год продукцией покупателя пока не радует. Удастся ли реализовать этот и другие проекты в условиях мирового кризиса — пока не ясно.

  Еще меньше надежд на то, что с рынка иностранцев потеснят небольшие игроки. При все более ужесточающейся конкуренции необходимы инвестиции в модернизацию производства (современная линия розлива обойдется в 2 млн. EUR), пополнение оборотных средств, развитие дилерской сети, серьезные рекламные траты. Кроме того, с 1 июля 2009 г. окончательно вступят в силу новые стандарты на соки и нектары. Теперь при изготовлении сока не допускается использование сахарных сиропов (подобный напиток можно называть нектаром), изменяются условия и требования к очистке воды, введена новая упаковка для соков bag-in-box и т. д. Понятно, что выполнение таких требований влечет дополнительные затраты. Полагаем, что часть малых предприятий не найдет необходимых средств для работы на новом уровне, что приведет к их закрытию или перепрофилированию. Это дает основания прогнозировать сокращение числа участников рынка.

  Впрочем, количество еще не значит качество. Возможно, 10 относительно крупных заводов сумеют удовлетворить потребности населения в продукции. В любом случае предпринимать шаги по выправлению незавидного положения отрасли необходимо уже сейчас. Завтра может быть поздно.

Олег КВАША