$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Приватизация

Собственность останется государственной а ее эффективность попытаются повысить©

23.02.2016

В Беларуси большая часть активов, в т.ч. производственных, остается под контролем государства. Желая сохранить это положение, власти пытаются доказать, что форма собственности не является определяющим фактором для эффективности. Поэтому в планах правительства основная роль отводится не приватизации, а попыткам переформатировать уровень распоряжения имуществом, разделив регулятивные и владельческие функции отраслевых министерств, ведомств и исполкомов.

В реестре государственного имущества числится около 900 тыс. объектов недвижимости общей площадью 119 млн. м2, рассказал в четверг на пресс-конференции председатель Государственного комитета по имуществу Андрей Гаев. В прошлом году из более чем 2 тыс. неиспользуемых и неэффективно используемых объектов удалось вовлечь в оборот около 70%, в основном путем продажи. При этом многие объекты удалось реализовать лишь после уменьшения цены на 80%, а то и вообще за 1 базовую величину. Но и на таких условиях не нашлось желающих приобрести более 350 объектов, а часть недвижимости пришлось законсервировать. В аренду сдавалось примерно 4% госсобственности. При этом почти 2% объектов площадью 2 млн. м2 остаются неиспользуемыми и неэффективно используемыми.

Чтобы решить эти проблемы, ГКИ разработало проект указа, согласно которому вовлечением в оборот неиспользуемого имущества должны заниматься представители государства в акционерных обществах. Правда, пока не уточняется, как они будут решать эти задачи в реальности: инвентаризация и определение фондоотдачи на предприятиях – дело довольно хлопотное. Не менее сложно выявлять непрофильные активы, передавать вспомогательные функции на аутсорсинг, особенно если у руководства предприятий нет для этого надлежащих стимулов. Тем не менее в ГКИ надеются преодолеть трудности в рамках сохранения контроля государства. Одним из инструментов для этого должно стать улучшение системы управления. Для этого постановлением Госкомимущества от 9.07.2015 № 29 были утверждены примерные формы корпоративного кодекса и положений о комитетах при Совете директоров (наблюдательном совете) открытого акционерного общества. Правда, эти формы пока имеют лишь рекомендательный характер, но в дальнейшем планируется сделать их обязательными, хотя бы для наиболее крупных ОАО с долей государства.

Основные принципы распоряжения активами будут закреплены в Концепции управления государственной собственностью, которая должна быть утверждена в этом году. В ней предусмотрено оптимальное, по мнению властей, разделение регулятивных функций отраслевых министерств и организаций, которые будут представлять государство как собственника при реализации стратегических и тактических планов по развитию конкретных компаний и объектов. Планируется, что эта функция будет передана Госкомимуществу.

Несмотря на сокращение поступлений в бюджет, белорусские власти не считают приоритетом продажу государственных активов как источник средств. Сегодня такой подход выглядит даже логичным: при неблагоприятной ситуации на финансовых рынках трудно рассчитывать на достаточно высокую стоимость акций госкомпаний. Пополнение казны за счет приватизации государственного имущества выглядит проблематичным. Но и решение другой задачи – повышение экономической эффективности предприятий – тоже не гарантировано. В нашей истории уже есть примеры, когда заводы, переданные в частные руки, приходили в упадок, пока новые владельцы использовали их для своих сиюминутных целей.

Сегодня примерно в 1800 открытых акционерных обществах имеется доля государства, в т.ч. в 661 – республиканской формы собственности. В Госкомимуществе уверяют, что открыты к диалогу и готовы обеспечивать прозрачность подготовки и принятия решений, связанных с приватизацией. Все зависит от желания инвесторов обсуждать условия покупки и вкладывать деньги, считает А.Гаев.

ЭТО означает, что потенциальные партнеры должны не просто купить пакеты акций, но и инвестировать дополнительные средства в предприятия, обеспечить их развитие, модернизацию, сохранение рабочих мест. По сути, речь идет о попытке принуждения к инвестициям в белорусскую экономику, причем не только в производство, но и в поддержание социальной стабильности. Есть ли шансы на успех такой политики?

С одной стороны, бизнесмены должны понимать, что не имеет смысла приобретать активы, стоимость которых будет падать вслед за снижением экономики, если не вкладывать ресурсы в развитие и повышение капитализации. Но тогда новым владельцам требуются контроль за деятельностью предприятий, надлежащее качество корпоративного управления, а главное – гарантии защиты приобретенной собственности. В этом случае можно рассчитывать, что при нынешней низкой рыночной стоимости предприятий существует большой потенциал роста капитализации в будущем, когда ситуация в экономике улучшится.

С другой стороны, передавая предприятие в частные руки, государство снимает с себя заботу о нем. Искать ресурсы для его дальнейшего развития придется новым владельцам. Одновременно увеличится роль и влияние в обществе частного сектора, причем не только в экономической сфере.

Но, судя по итогам приватизации в 2015 г., особой активности потенциальные покупатели не проявили, и причины для изменения их настроения найти трудно. В прошлом году властям удалось продать только находившийся в республиканской собственности пакет акций ОАО «Стройтехпрогресс» и 9 пакетов акций ОАО коммунальной собственности. Одно столичное предприятие реализовано как имущественный комплекс. Список из 56 предприятий, предлагаемых для продажи на аукционах и конкурсах в 2016 г., опубликованный на сайте Госкомимущества, почти не изменился по сравнению с тем, который предлагался год назад.

Теперь рассматривается проект приватизации 4 акционерных обществ, в т.ч. Гродненского завода торгового машиностроения и Брестского радиотехнического завода, находящихся в управлении Минпрома, ОАО «Белэнергосвязь» и «Белэнергоавтоматика» (Минсвязи и информатизации). Для них предусматривается проведение конкурсов, поскольку размер пакетов акций близок к 100%. Кроме того, подготовлен проект распоряжения, предполагающий выставление на продажу через БВФБ миноритарных пакетов акций 7 обществ (от 5 до 20%), в т.ч. «ЦАУК», СУМ-96, «Минсксортсемовощ», Бобруйская обувная фабрика.

Пока же Совмин постановлением от 15.02.2016 № 122 сократил перечень хозяйственных обществ, в отношении акций (долей в уставных фондах) которых облисполкомы, Мингорисполком имеют преимущественное право на приобретение в собственность с первоначального 91 до 27. Впрочем, пока этот инструмент существует в законодательстве, сохраняется дополнительный риск инвестиций в акции белорусских предприятий.

О масштабных проектах продажи «фамильного серебра» сейчас уже не вспоминают. Властям приходится рассматривать возможность упрощения передачи госсобственности частникам за символическую оплату. Так, подготовлен проект изменений в Указ от 4.07.2012  № 294 «О порядке распоряжения государственным имуществом» (чтобы повысить их заинтересованность), предполагающий оставление у балансодержателей половины выручки от реализации имущества, а также прямую продажу за 1 базовую величину объектов, на которые не нашлось покупателей на конкурсах.

К сожалению, если спад в экономике Беларуси затянется, то привлекательность и, следовательно, реальная стоимость многих объектов может еще больше снизиться. Сейчас согласно основному правилу если рыночная стоимость предлагаемого для продажи предприятия или пакета акций оказывается ниже балансовой стоимости, то цена продажи устанавливается на уровне последней. Но по мере роста убытков и долгов падает и балансовая стоимость таких активов.

ВПРОЧЕМ, символическая стоимость продажи отдельных объектов не гарантирует, что найдутся желающие их приобрести. Ведь новому собственнику придется не только искать способы эффективного использования своей покупки, но и платить с нее налоги.

В этой сфере государство готовит немало креативных решений. Местные власти уже получили право применять повышающие коэффициенты к налогам на недвижимость и на землю. Пока в порядке эксперимента осуществляется пилотный проект определения кадастровой стоимости в комплексе земельных участков и капитальных строений в Кобринском районе Брестской области и Советском районе г. Минска. Затем планируется провести такую работу на всей территории страны. В результате платежи за землю, плата за право заключения договоров аренды и за предоставление земельных участков будут определяться исходя из их кадастровой стоимости. А в перспективе возможен переход к единому налогу на недвижимое имущество. Инициаторов этой идеи вдохновляет мировой опыт, но не смущает, что он предполагает не только фискальные механизмы, но и наличие развитого рынка недвижимости, в т.ч. земли.

Автор публикации: Оксана КУЗНЕЦОВА