$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

СОБЛАЗН КАК МЕТОД ПРОВЕРКИ

26.10.2012

Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) 2 октября объявил незаконным один из самых популярных методов, используемых силовыми и контролирующими органами — контрольную закупку. По мнению ЕСПЧ, доказательство вины при его применении производится с нарушением статьи 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. На первый взгляд, это событие не имеет к нам никакого отношения. Отчасти так оно и есть — если не задумываться о сути некоторых методов контроля, широко применяемых в Беларуси.

Разумеется, решение ЕСПЧ, хоть оно и может стать прецедентным для 150 аналогичных исков против РФ, находящихся на рассмотрении в Страсбурге, для нашей страны не указ, тем более что принято оно по поводу иска лиц, осужденных за торговлю наркотиками. Специалисты полагают, что тех, кто не имеет никакого отношения к этому промыслу, спровоцировать на продажу пакетика героина или гашиша нельзя, хотя практика России и некоторых других стран показывает, что возможны исключения. Впрочем, этот сугубо криминальный бизнес нас не интересует. Есть другой аспект: насколько вообще правомерна контрольная закупка — один из излюбленных нашими проверяющими методов, неизменно обеспечивающий 100-процентную эффективность?

Как известно, ст. 6 Закона от 9.07.1999 № 289-З «Об оперативно-розыскной деятельности» запрещает органам (должностным лицам), осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, подстрекать, склонять, побуждать граждан к совершению противоправных деяний, которые здесь же для краткости в скобках названы провокацией. Однако в статьях 1, 11 и 13 того же Закона в числе оперативно-розыскных мероприятий фигурирует проверочная закупка — искусственно созданная органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, ситуация приобретения товаров, ценностей, валюты, а также иных предметов, веществ и продукции без цели потребления или сбыта при наличии информации о нарушениях законодательства, влекущих уголовную ответственность. Как сочетаются прямой запрет со столь же прямым разрешением одного и того же метода — непосвященным гражданам остается только гадать. А в Общей части Налогового кодекса, Указе Президента от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» и ряде других нормативных правовых актов контрольная закупка занимает довольно заметное место.

Напомним, контрольная закупка товарно-материальных ценностей, контрольные оформления заказов на выполнение работ, оказание услугспособ контроля, выраженный в искусственном создании контролирующими (надзорными) органами ситуации по приобретению товарно-материальных ценностей, оформлению заказов на выполнение работ, оказание услуг без цели их приобретения (потребления) или последующей реализации. Именно при проведении контрольной закупки либо контрольного оформления заказов контролирующий (надзорный) орган не обязан до проведения проверки вносить сведения о ее проведении в книгу учета проверок (п. 14 Указа № 510). Если проверка начинается с проведения контрольной закупки ТМЦ, служебное удостоверение и предписание на проведение проверки предъявляются после завершения мероприятия и тогда же сведения о проведении такой проверки вносятся в книгу учета проверок.

Контролирующие (надзорные) органы и проверяющие в пределах своей компетенции вправе проводить такие мероприятия, причем ни в Указе № 510, ни в НК никакого запрета на подстрекательство, склонение и побуждение граждан к противоправным действиям не предусмотрено. А потому на практике в ходу такие креативные приемы, как предложение рассчитаться валютой, принять деньги мимо кассового аппарата, без выдачи чека или талона и т.п., сопровождаемые иногда весьма искусным театральным действом. Для вящей достоверности государство ежегодно выделяет на эти цели из бюджета довольно весомый реквизит (в т.ч. в иностранной валюте), использование которого окупается богатым урожаем штрафов и конфискаций.

В ряде стран Европы для того, чтобы привлечь частное лицо к оперативному эксперименту, необходимо разрешение прокурора или суда. Однако у нас, как и в России, практика проведения подобных мероприятий находится в компетенции оперативно-розыскных и контрольных (надзорных) органов, что противоречит опыту большинства государств, где действует Конвенция. Конечно, добросовестные предприниматели и их работники должны категорически отказываться от предложений нарушить закон, не дожидаясь заступничества из Страсбурга. Человек по своей природе слаб и уязвим перед искушениями, и вводить ближнего в соблазн — грех едва ли менее тяжкий, чем жадность.

Леонид ФРИДКИН