Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Факты, комментарии
10.06.2011 12 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

СОБЛАЗН ДЛЯ ИНВЕСТОРОВ

Провал планов по привлечению иностранных инвестиций в I квартале (получено менее 1% от годового задания) заставляет искать новые пути для стимулирования прихода зарубежного капитала. Так, Декретом от 6.06.2011 № 4 «О внесении дополнений и изменений в Декрет Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. № 10» предложены дополнительные нормы, призванные избавить инвесторов от лишних хлопот.

Провал планов по привлечению иностранных инвестиций в I квартале (получено менее 1% от годового задания) заставляет искать новые пути для стимулирования прихода зарубежного капитала. Так, Декретом от 6.06.2011 № 4 «О внесении дополнений и изменений в Декрет Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. № 10» предложены дополнительные нормы, призванные избавить инвесторов от лишних хлопот.

Почти два года, прошедшие со дня принятия Декрета № 10 «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь», показали, что названных в нем мер недостаточно: массового паломничества инвесторов в страну не наблюдалось. Теперь же, по мнению специалистов Минэкономики, Декрет № 4 позволит предоставить инвесторам дополнительные льготы и преференции в рамках инвестиционного законодательства и существенно увеличить приток капитала в республику.

Впрочем, неизменным остается главное: руководящая роль государства в этой сфере. Так, инвестиционные договоры с инвесторами от имени Беларуси могут заключать республиканские органы государственного управления, иные госорганизации, подчиненные Правительству, областные и Минский городской исполкомы, а также Управление делами Президента РБ. В то же время со вступлением в силу Декрета № 4 (через 2 месяца после официального опубликования) уменьшится число видов инвестдоговоров, которые должны заключаться либо на основании решения госоргана или исполкома (если инвестору и (или) созданной им организации не будут предоставляться какие-либо дополнительные льготы и преференции, кроме установленных законодательством), либо решением Совмина по согласованию с Президентом, если такие дополнительные льготы и преференции предусматриваются. В последнем случае в соответствующем решении должны быть определены порядок подтверждения права на применение указанных льгот и преференций, а также тот госорган, исполком или госорганизация, которая имеет полномочия на подписание инвестдоговора и координацию работы по его выполнению. В настоящее время существуют три вида инвестдоговоров, в т.ч. — по реализации инвестпроекта в рамках соответствующей отрасли или административно-территориальной единицы.

Уточнен перечень обязательных условий инвестиционного договора. К объекту договора, сроку его действия, объему и срокам вложения инвестиций, правам и обязанностям инвестора и Беларуси как сторон договора, а также порядку и органу рассмотрения споров между ними, связанных с положениями договора, добавлены сроки реализации инвестпроекта и требования о конфиденциальности содержащейся в договоре информации. При этом конфиденциальной может быть признана информация как о предоставляемых инвестору льготах, так и любые иные сведения, которые, по мнению инвестора, следует считать коммерческой тайной. Возможно, это важно для инвесторов и тех, кто заключает с ним договор. Но перспективы скрытности деятельности в Беларуси зарубежных компаний настораживают.

В договоре должны быть определены ответственность его сторон за несоблюдение условий договора, в т.ч. возмещение инвестору реального ущерба (ранее в Декрете № 10 говорилось просто об ущербе, что позволяло трактовать эту норму по- разному), причиненного в результате незаконных действий (бездействия) должностных лиц властных органов, а также право на односторонний отказ Беларуси от выполнения своих обязательств, если инвестор не выполняет свои. В настоящее время можно требовать только возмещения ущерба, понесенного в результате незаконных действий (бездействия) должностных лиц госорганов и (или) исполкомов, которые имели отношение к заключению договора, хотя совсем не обязательно, что именно они ставили «палки в колеса» инвестору.

Приятным новшеством для зарубежных бизнесменов должна стать возможность заключения инвестдоговоров, составленных не только на русском или белорусском (что по-прежнему обязательно), но и на иностранном языке по соглашению сторон (если одна из них является нерезидентом).

Изменение инвестдоговора и его расторжение по соглашению сторон будет осуществляться в том же порядке, что и его заключение. При этом бизнес-план и проведение комплексной госэкспертизы инвестпроекта потребуются только в случае предоставления инвестору и (или) созданной им организации (с его участием) дополнительных льгот и преференций, не установленных законодательством.

По всем вопросам своей деятельности инвесторы смогут обращаться в Национальное агентство инвестиций и приватизации, созданное в соответствии с Указом Президента от 25.05.2010 № 273 как госорганизация, подчиненная правительству, а затем преобразованное Указом Президента от 22.04.2011 № 173 в госучреждение, непосредственно подчиненное Минэкономики.

Декрет № 4 предусматривает ряд новых прав и льгот для инвесторов. Так, им разрешается применять проектную документацию, подготовленную за рубежом. Причем, если такая документация была разработана в соответствии с зарубежными нормами проектирования и стандартами в области строительства, уже введенными в действие на территории Беларуси, то после заключения договора можно будет сразу выполнять работы по привязке объектов к месту их размещения с учетом технических условий на инженерно-техническое обеспечение и результатов геологических и геодезических изысканий. В противном случае придется «адаптировать» проектную документацию к требованиям отечественных нормативных правовых и технических НПА.

Как и ранее, земельный участок требуемого размера в намечаемом месте его размещения для строительства объектов, предусмотренных инвестпроектом, будет предоставляться в аренду без проведения аукциона на право заключения договора аренды, с оформлением необходимых документов по отводу земельного участка одновременно с выполнением работ по строительству. При этом инвестор до госрегистрации создания объектов, предусмотренных инвестпроектом, и возникновения прав на них не вправе осуществлять с данными объектами и/или с предоставленным земельным участком сделки, влекущие или предусматривающие переход прав к иным лицам. Это должно поставить заслон от возможных спекуляций иностранцев с недвижимостью.

Из Декрета № 10 исключена нормы, согласно которой размер арендной платы за земельный участок, определенный на дату заключения договора аренды, не может повышаться в течение всего срока реализации инвестпроекта. Зато строительство объектов, предусмотренных инвестпроектом, может сопровождаться удалеем объектов растительного мира без выплаты за них компенсации. Поскольку исключений здесь нет, то получается, что ради блага инвесторов можно бесплатно рубить деревья даже в городской черте и других зонах.

Не обошлось и без дополнительных льгот по налогам. Так, Декрет № 4 предусматривает вычет в полном объеме сумм НДС (за исключением сумм налога, не подлежащих вычету в соответствии с законодательством), уплаченных при приобретении (ввозе в РБ) товаров (работ, услуг), имущественных прав, использованных для проектирования, строительства (реконструкции), оснащения объектов, предусмотренных инвестпроектом, независимо от сумм НДС, исчисленных по реализации этих объектов. При этом суммы налога, принимаемые к вычету в полном объеме, должны определяться только методом раздельного учета в зависимости от направлений использования приобретенных (ввезенных) объектов. Основания для осуществления такого вычета приведены в новой редакции подп. 2.1 Декрета № 10.

Кроме того, инвесторы освобождаются от

внесения платы за право заключения договора аренды земельного участка, перечисляемой в бюджет или фонд развития соответствующей СЭЗ,

земельного налога или арендной платы за земельные участки, находящиеся в госсобственности, предоставленные для строительства объектов, предусмотренных инвестпроектом, на период проектирования и строительства таких объектов по 31 декабря года, следующего за годом, в котором завершено строительство указанных объектов; возмещения потерь сельскохозяйственного и (или) лесохозяйственного производства, вызванных изъятием земельного участка (данная льгота действует и сейчас);

отчислений в инновационные фонды на срок действия инвестдоговора;

ввозных таможенных пошлин (с учетом международных обязательств Беларуси) и НДС, взимаемых таможенными органами, при ввозе на территорию нашей страны технологического оборудования (комплектующих и запасных частей к нему) для использования его на территории РБ в рамках реализации инвестиционного проекта;

уплаты госпошлины за выдачу разрешений на привлечение в Беларусь иностранной рабочей силы, специальных разрешений на право занятия трудовой деятельностью в нашей стране, а иностранные граждане и лица без гражданства, привлекаемые инвестором и (или) организацией, созданной в Беларуси этим инвестором (либо с его участием), для реализации инвестпроекта, — за выдачу разрешений на временное проживание в Беларуси. При этом решение о выдаче таких разрешений или отказе не должно превышать 7 календарных дней;

– НДС и налога на прибыль, обязанность по уплате которых возникает в связи с безвозмездной передачей основных средств и объектов незавершенного капитального строительства, передаваемых для реализации инвестпроекта в собственность инвестора и (или) созданной им организации (либо с его участием).

Остается надеяться, что все перечисленные меры окажутся для инвесторов достаточно заманчивыми, чтобы они начали вкладывать деньги в экономику Беларуси.

Александр ГАНАГО

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by