$

2.1449 руб.

2.4102 руб.

Р (100)

3.1690 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

СОБЕРЕМ ВСЕ, ЧТО МОЖНО,©

15.11.2013

чтобы тратить на все, что хочется

Проект республиканского бюджета на 2014 г. в парламент еще не поступил, депутаты работают только с предложениями правительства в части бюджетной и налоговой политики. В минувший вторник в Палате представителей на совместном расширенном заседании постоянных комиссий обсуждались некоторые предлагаемые Минфином источники пополнения доходной части бюджета-2014.

Как сообщил заместитель начальника главного управления бюджетной политики Минфина Олег Селиверстов, правительством сверстан бездефицитный, т.е. сбалансированный по доходам и расходам, бюджет, который составит 205,1 трлн. Br.

Основными источниками пополнения бюджета станут доходы от внешнеэкономической деятельности, НДС и налог на прибыль. Ставки по этим налогам чиновники менять не рискнули, «отыгравшись» на акцизах: на автомобильное топливо они вырастут на 14%, на алкоголь — на 27,3%, на табачные изделия — от 24% до 40%. При этом чтобы устранить зависимость местных бюджетов от ситуации с внешнеэкономической деятельностью, крупные предприятия-экспортеры с преобладающей долей госсобственности будут уплачивать налог на прибыль в республиканский бюджет полностью, а не 50%, как сейчас. Местным властям сохранили право повышать ставки налогов на землю и недвижимость (но не более чем в 2 раза).

Еще одним источником пополнения казны должна стать госпошлина «за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении» — своего рода транспортный налог на автовладельцев в размере от 3 до 5 базовых величин в год в зависимости от веса автомобиля. Этот платеж планируется добавить к плате за государственный техосмотр, который по сути и определяет допуск на дорогу, постоянно растущим акцизам на топливо и запредельным таможенным пошлинам на импортные машины. Чтобы окончательно сделать автомобиль роскошью, чиновники с ностальгией вспоминают о некогда отмененном сборе в дорожный фонд. Его, по мнению депутата Валерия Кокаша, возглавлявшего ранее УП «Гроднооблдорстрой», с избытком хватало на обустройство дорог, хотя тогда ощущался недостаток мощностей для их освоения. Правда, О.Селиверстов уверяет, что финансирование на эти цели по проекту бюджета заметно вырастет, но эту прибавку, полагает В.Кокаш, с лихвой съест рост цен на топливо, электроэнергию и стройматериалы. А потому постоянная комиссия по законодательству предлагает вернуть 1-процентный дорожный сбор, взимая его с оборота всех субъектов хозяйствования.

ВЕСЬМА неоднозначно оценили депутаты планы введения налога на неработающих граждан, уже окрещенного в обществе «налогом на тунеядцев». Как сообщила, отвечая на вопросы депутатов, начальник главного управления финансирования социальной сферы и науки Минфина Светлана Кретова, этим налогом планируется обложить тех, кто не участвует в формировании доходной части бюджета путем уплаты налогов, но потребляет социальные услуги. По ее словам, соответствующий проект указа уже подготовлен и проходит согласование. Ежегодный платеж может составить 2,6 млн. Br, а собранные суммы будут направляться на финансирование социальной сферы.

По данным «ЭГ», к «тунеядцам» планируют относить граждан в возрасте от 18 до 55 (женщины) или 60 лет (мужчины), которые более 6 месяцев в календарном году «не принимали участия в финансировании государственных расходов путем уплаты налогов, сборов и иных платежей». За уклонение от налога предусмотрены штрафы.

«Теоретической базой» этой инициативы считается ст. 56 Конституции, согласно которой граждане РБ обязаны принимать участие в финансировании госрасходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей. Можно не сомневаться, что толкование этой нормы, предполагающее введение налога на тех, кто, не работая, потребляет услуги бесплатного образования, медицины, не будет оспорено гражданами ни в одной инстанции. Но и собрать значительные средства таким путем вряд ли удастся. С одной стороны, многие «тунеядцы» зарегистрируются в качестве безработных, кто-то навсегда покинет страну или трудоустроится на месяц-другой. Одни затем уволятся, другие будут числиться где-то с минимальным заработком, который останется в карманах фиктивного нанимателя, — такой вариант широко распространен в Северной Корее, где все еще пытаются соблюдать принцип «кто не работает, тот не ест». Заметим, что поскольку зарплата перечисляется в основном на карточки, теперь и платежные ведомости подделывать не понадобится.

С другой стороны, немалая часть «тунеядцев» на самом деле исправно работает. Дело в том, что в современной экономике повсеместно растет число фрилансеров, особенно среди занятых интеллектуальным трудом. Есть определенная прослойка тех, кто занят в теневом секторе, — от нянь и домработниц до различного криминала. Но если деятельность первых стоило бы просто легализовать, то вторых ни налогом, ни штрафом не проймешь. Зато расходы на администрирование здесь могут превысить потенциальные доходы казны.

Предлагаемый налог не столь уж необычен. В мировой истории встречалось немало курьезов в налоговой сфере: от памятного многим налога на бездетность в СССР до конфискации неиспользуемых сбережений по указу Петра I во времена Северной войны или поборов едва ли не за каждое действие или бездействие в средневековье. Памятны и социальные конфликты, вызванные неумеренной фантазией в налоговой сфере.

Вызывает сомнение социальный аспект проблемы. По оценке первого заместителя директора НИЭИ Минэкономики Виктора Пинигина, в 2014 г. число занятых в отечественной экономике снизится на 153 тыс. человек. По данным демографов, естественное высвобождение занятых в экономике составляет 83 тыс. человек в год. Но с созданием новых рабочих мест особых успехов не видно. Ожидается, что в 2014 г. 47 тыс. человек уйдет в сферу малого и среднего бизнеса. Но сколько из них преуспеет в условиях стагнирующей экономики, высокой инфляции и дороговизне кредитов?

К СОЖАЛЕНИЮ, круг альтернативных вариантов пополнения бюджета у властей невелик. Мало надежд на серьезные доходы от въездного туризма. Депутаты предлагают сократить для субъектов хозяйствования число налоговых льгот — некоторые из них, по мнению парламентариев, носят не стимулирующий, а скорее тормозящий характер.

Гораздо больше вариантов экономии расходной части бюджета. Например, за счет пересмотра и упорядочения госпрограмм, на финансирование которых запланировано свыше 21 трлн. Br. Кстати, депутат Наталья Гуйвик, озвучившая мнение Постоянной комиссии по законодательству, напомнила, что в РФ действует всего 40 федеральных программ. По ее словам, стоило бы проанализировать эффективность всех госпрограмм, целесообразность и сроки реализации, ввести в практику работы парламента отчеты правительства о ходе их исполнения и использования бюджетных средств. Иные программы явно дублируют друг друга, как, например, «Леса Беларуси» и «Развитие лесного хозяйства», другие вообще утрачивают сегодня смысл.

Так, депутат Тамара Красовская рассказала, что с 1998 г. установлены порядок, условия организации и финансирования временной занятости безработной молодежи. Государственная служба занятости направляет на предприятия на обучение молодых людей, доплачивает им до минимальной зарплаты и частично компенсирует затраты нанимателя. Когда-то это было актуально, но при нынешнем дефиците кадров предприятия сами готовы оплатить такие расходы. Тем не менее из бюджета по-прежнему выделяются значительные средства, которые на местах пытаются израсходовать по назначению.

На этом фоне возникают споры о необходимости введения ответственности за неэффективное использование бюджетных средств (за нецелевое использование она имеется). Парламентарии предлагали ввести в бюджетное законодательство методологию оценки такой эффективности и наделить контролирующие органы соответствующими полномочиями. Правда, последствия этих мер могут оказаться непредсказуемыми. Кого проверять и наказывать первыми: тех, кто нарушает сроки выделения денег, или тех, кто использует их без толку, но в полном соответствии с указаниями свыше? Например, традиционно львиная доля средств выделяется в конце IV квартала, и мы в ноябре–декабре укладываем асфальт, ремонтируем мосты и т.д. Но крайними могут оказаться организации, не успевающие из-за чужой нерасторопности освоить казенные ресурсы.

При желании можно было бы поискать в расходной части бюджета и другие статьи экономии. Но на это, как и на декабрьский ремонт дорог, не хватает времени.

Анна МОРОЗ


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях