$

2.0820 руб.

2.4488 руб.

Р (100)

3.1507 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Рейтинги

СО ВСЕЙ СТРАНОЙ ТЕРЯЮТ ДОВЕРИЕ

18.03.2011

Вслед за изменением странового рейтинга S&P понизило долгосрочные кредитные рейтинги ОАО «Белагропромбанк», ОАО «БПС-Банк» и Минска с «В+» до «В», одновременно подтвердив их краткосрочные рейтинги на уровне «В». Прогноз по рейтингам остается «Негативным».

«Рейтинги обоих банков понижены вследствие аналогичного изменения рейтингов Беларуси и отражают существующий, по нашему мнению, риск снижения кредитоспособности правительства этой страны, — сообщил кредитный аналитик S&P Сергей Вороненко. — Мы считаем, что ситуация, сложившаяся в настоящее время, может иметь неблагоприятные последствия для указанных банков, поскольку их операции, как активные, так и пассивные, связаны преимущественно с белорусской экономикой, характеризующейся преобладанием государственной формы собственности. Как следствие, на текущий момент долгосрочные кредитные рейтинги Белагропромбанка и БПС-Банка совпадают с оценкой их собственной кредитоспособности и ограничиваются уровнем суверенного рейтинга. Ранее, присваивая рейтинги каждому из этих банков, S&P добавляло к их оценкам собственной кредитоспособности одну ступень с учетом вероятности получения экстренной поддержки, в первом случае — со стороны государства, во втором — со стороны материнской структуры.

Рейтинги Белагропромбанка отражают принадлежность этого банка к организациям, связанным с государством (ОСГ). Мы оцениваем вероятность предоставления этому банку экстренной государственной поддержки в случае финансового стресса как очень высокую, учитывая важность его роли в экономике Беларуси и очень сильную связь с правительством РБ: 70% акций Белагропромбанка напрямую принадлежат государству, а остальные 30% — государственным страховым компаниям и региональным органам власти».

Рейтинги БПС-Банка отражают мнение S&P об очень высокой вероятности получения этим банком экстренной поддержки от материнской структуры — Сберегательного банка РФ, владеющего 97,4% его акций. Агентство считает БПС-Банк стратегически важным дочерним предприятием Сбербанка России и полагает, что материнская структура в значительной степени заинтересована в его развитии. Аналитики S&P полагают, что Сбербанк РФ приводит деятельность БПС-Банка в Беларуси в соответствие своей общей стратегии и намерен поддерживать этот банк путем постепенного увеличения его собственного капитала и дополнительного финансирования.

Прогноз «Негативный» по рейтингам Белагропромбанка и БПС-Банка совпадает с прогнозом по рейтингам Беларуси и отражает низкую внешнюю ликвидность этой страны, обусловленную очень высоким дефицитом ее текущего баланса, который, в свою очередь, представляет риски для белорусской экономики и ее банковского сектора, характеризующихся преобладанием государственной формы собственности. Кроме того, S&P учитывает значительный и быстро возрастающий уровень кредитования этими банками государственных проектов и организаций. Если республика окажется не в состоянии рефинансировать свою внешнюю задолженность, данное обстоятельство может существенно повлиять на способность кредитуемых проектов и организаций обслуживать и погашать свои обязательства перед белорусскими банками.

Дальнейшие рейтинговые действия по Белагропромбанку и БПС-Банку будут зависеть от изменения суверенных рейтингов (по обязательствам в иностранной валюте) Беларуси и нашей оценки риска ограничения перевода и конвертации валюты. Однако изменение рейтингов РБ необязательно повлечет за собой аналогичное изменение рейтингов Белагропромбанка и БПС-Банка.

«Дальнейшее понижение суверенных рейтингов (по обязательствам в иностранной валюте) РБ и нашей оценки риска ограничения перевода и конвертации валюты, скорее всего, повлечет за собой аналогичное рейтинговое действие по рейтингуемым банкам», — добавил С.Вороненко.

Кроме того, основанием для понижения рейтингов может стать уменьшение вероятности предоставления своевременной и достаточной поддержки в чрезвычайной ситуации: со стороны государства — в случае Белагропромбанка и со стороны материнской структуры — в случае БПС-Банка (при условии, что собственная кредитоспособность каждого из этих банков не повысится).

Изменение рейтингов в лучшую сторону маловероятно и возможно только в случае, если кредитоспособность каждого банка и вероятность получения внешней поддержки останутся неизменными, а суверенные рейтинги по обязательствам в иностранной валюте и наша оценка риска ограничения перевода и конвертации валюты будут повышены, что маловероятно, по крайней мере в течение года.

СТОЛИЧНЫЙ рейтинг, полученный в конце прошлого года, также «потянула» вниз ситуация в стране. «Долгосрочный суверенный рейтинг республики ограничивает рейтинг Минска уровнем «В» — преимущественно вследствие централизованного характера институциональной системы, в которой ведут свою деятельность белорусские региональные и местные органы власти», — заявил кредитный аналитик S&P Феликс Эйгель.

В соответствии с методологией S&P индикативный уровень кредитоспособности для Минска определен на уровне «B+».

Высокоцентрализованная и развивающаяся институциональная система негативно сказывается на предсказуемости и гибкости финансовой политики Минска. Центральное правительство определяет виды, ставки и базу большинства налогов, устанавливает нормы региональных расходов через установление социальных стандартов, определяет предельные уровни бюджетных дефицитов и согласует объемы всех заимствований, считают в S&P. Кроме того, правительство ежегодно изменяет нормативы отчислений регулирующих налогов, в одностороннем порядке повышает зарплату в общественном секторе, социальные пособия, плату за коммунальные услуги, оказывая тем самым давление на расходную часть бюджета Минска, а также ежегодно устанавливает предельный уровень дефицита регионального бюджета и утверждает заимствования.

«Мы понизим рейтинг города в случае понижения суверенных рейтингов, — отметил г-н Эйгель. — Но даже если они останутся неизменными, рейтинг Минска может быть понижен в ближайшие 12 месяцев в случае значительного ухудшения позиции ликвидности (что в S&P считают маловероятным) в результате быстрого накопления краткосрочного долга в иностранной валюте (напрямую или через муниципальные компании) вследствие ухудшения условий заимствований. Это может быть обусловлено расширением городом программы капвложений без достаточного софинансирования из центра».

Улучшение рейтинга Минска возможно вместе с республикой в целом, а также при условии, что город сможет удерживать умеренно-высокий дефицит с учетом капитальных расходов, поддерживать значительные запасы денежных средств, а наращивание долга при этом замедлится — в соответствии с базовым сценарием агентства.

Рейтинг Минска отражает очень ограниченную, по мнению S&P, предсказуемость и гибкость бюджета, значительные потребности в развитии инфраструктуры и высокие условные обязательства города. Вместе с тем статус Минска как крупнейшего административного, финансового и коммерческого центра страны, устойчиво-высокий текущий профицит, умеренный уровень долга и хорошее состояние ликвидности являются факторами, положительно влияющими на кредитоспособность города.