Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №48(2545) от 01.07.2022 Смотреть архивы

USD:
2.5329
EUR:
2.6533
RUB:
4.7397
Золото:
148.81
Серебро:
1.74
Платина:
75.82
Палладий:
152.69
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Со старым грузом — в новый год

Традиционный набор проблем реального сектора экономики -- снижение рентабельности, рост долгов и запасов готовой продукции -- предопределил ход коллегии Минфина, на которой рассматривались итоги исполнения бюджета за прошлый и задачи на текущий год...
Традиционный набор проблем реального сектора экономики -- снижение рентабельности, рост долгов и запасов готовой продукции -- предопределил ход коллегии Минфина, на которой рассматривались итоги исполнения бюджета за прошлый и задачи на текущий год.

В ЭТИХ условиях главному финансовому ведомству страны приходилось изыскивать источники поступлений в казну для реализации государственных программ и мероприятий, поддержки отраслей народного хозяйства, сохраняя социальную направленность бюджета. При этом Минфин пытался еще и обеспечить хоть какое-то снижение налоговой нагрузки на субъектов хозяйствования.

Доходы консолидированного бюджета в 2002г. возросли по сравнению с 2001г. на 0,4%, а их доля в ВВП -- с 33,5 до 33,9%, без учета поступлений от продажи государственного имущества, а уровень централизации ресурсов в бюджете в 2002г. снизился до 32,4% от ВВП.

За 2002г. в бюджеты всех уровней поступило около 8600,0 млрд.руб. (с учетом государственных целевых бюджетных фондов), или 106,2% к уточненному годовому плану. Перевыполнение плана добавило казне 507,0 млрд. благодаря поступлению 396,2 млрд.руб. от продажи госпакета акций ОАО "Славнефть".

Больше, чем ожидалось, поступило доходов от акцизов по водке и ликеро-водочной продукции (102,6%), налога на доходы (102,7%), подоходного налога (101,3%) и некоторых других.

Перевыполнение плана поступлений от внешнеэкономической деятельности (109,5%) достигнуто за счет роста импорта из дальнего зарубежья, а также значительного роста поступлений экспортных таможенных пошлин. Только повышение ставок вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты дало сверх плана 17,7 млрд.руб. Сказалось и расширение круга товарных позиций, подлежащих обложению таможенными пошлинами при ввозе и вывозе.

При формировании бюджета на 2002г. правительство прогнозировало получение балансовой прибыли по республике в размере 5350 млрд.руб. Такой оптимизм оказался чрезмерным -- фактически удалось получить лишь 58% прогноза. Тем не менее план по налогу на прибыль выполнен на 99,6%, а недопоступило около 3 млрд.руб. На 39 млрд.руб. меньше запланированного собрали и НДС (98,2%).

Из-за введения новых таможенных пошлин в России уменьшился поток легковых автомобилей с временными (транзитными) номерами, предназначенных для продажи. В результате лишь на 96,9% выполнен план сборов с юридических лиц за проезд иностранного автотранспорта по автомобильным дорогам общего пользования РБ (поступления составили 6,1 млрд.руб.).

За 2002г. задолженность по платежам в бюджет возросла с начала года в 1,6 раза и составила 218,6 млрд.руб. Более чем в 2 раза выросли недоимки по Гомельской, Гродненской и Могилевской областям.

Привлечено около 400 млрд.руб. дополнительных доходов, в т.ч. по республиканскому бюджету -- 230 млрд.руб. (без учета поступлений от продажи госимущества) и местным бюджетам -- 170 млрд.руб.

Хотя государство и ввело мораторий на предоставление налоговых кредитов и индивидуальных льгот, удержаться от этой привычки не удалось. По данным МНС и ГТК, субъекты хозяйствования получили налоговых и таможенных льгот на 145,1 млрд.руб., что даже на 17,8% больше, чем в 2001г. А "добрые" областные Советы предоставили предприятиям налоговых льгот без малого на 25 млрд.руб. (в 2001г. -- 4 млрд.).

За 2002г. в местные бюджеты поступило 4748,4 млрд.руб. (с учетом государственных целевых бюджетных фондов), и план по доходам обеспечили все регионы страны. В региональные бюджеты получено 275,1 млрд.руб. местных налогов. Вместе с тем по отдельным доходным источникам за 2002г. недопоступило 24,6 млрд.руб. Так, не выполнены плановые показатели по основным доходным источникам: налогу на прибыль в целом по местным бюджетам на 17,9 млрд.руб. (по Брестской, Витебской, Гомельской, Гродненской областям и г.Минску), НДС -- 4,2 млрд.руб. (по Брестской области и г.Минску).

Расходы республиканского бюджета исполнены в сумме около 4460 млрд.руб., что составляет 94,5% запланированных ассигнований.

В прошлом году погашены кредиты иностранных государств и международных финансовых организаций на сумму 110 млрд.руб. Внешнее финансирование бюджетного дефицита составило 75,9 млн.USD, в т.ч. за счет российского кредита, направленного на расчеты с Россией за энергоресурсы, -- 40,0 млн. Для нерезидентов правительство выпустило векселей на сумму 35,3 млн.USD, из которых 12 млн. были погашены в 2002г. Внутренний государственный долг на 1.01.2003г. достиг 1,2 трлн.руб., или 1,3% от ВВП (при установленном уровне 3% от ВВП). Прирост его составил за год 327 млрд.руб.

Дефицит республиканского бюджета (без учета поступлений от продажи акций "Славнефти") составил около 350 млрд.руб., или 1,4% к валовому внутреннему продукту (по прогнозу -- 1,5% к ВВП).

В течение 2002г. было размещено государственных краткосрочных и долгосрочных облигаций с купонным доходом и валютных ГКО на 701,7 млрд.руб. Погашено государственных облигаций на 447,1 млрд.руб. За счет эмиссии и государственных облигаций бюджет получил 254,5 млрд.руб., или 94,6% к уточненному годовому плану. Кроме того, правительством были выпущены векселя на 86,6 млрд.руб.

Тяжким грузом на казну легло содержание бюджетной сферы. Так и не удалось полностью профинансировать приобретение медикаментов и оборудования, капитальное строительство (82,7% годового плана), чернобыльскую программу (84,0%). Плановые ассигнования на науку (88,9 млрд.руб.), образование, зарплату в здравоохранении (148,4 млрд.) из республиканского бюджета профинансированы в полном объеме.

Сельское хозяйство получило лишь 66,5 млрд.руб. из запланированных 76,1 млрд. (87%). Не хватило денег на ряд государственных программ, на которые направлено только 78% годового плана. Фермерским хозяйствам выделено лишь 0,3 млрд.руб., или 55% плана. В то же время областные Советы, получив из республиканских целевых бюджетных фондов 232,2 млрд.руб. на поддержку АПК, направили 30,1 млрд. из них на сельскохозяйственные мероприятия, которые должны были профинансировать за счет местных бюджетов.

Кредиторская задолженность на 1.01.2003г. составила 332,0 млрд.руб., из них по организациям республиканского бюджета -- 169,3 млрд.руб. Главным должником оказалось Министерство обороны -- 19,3 млрд.руб., в основном по оплате коммунальных услуг, услуг связи, за продукты питания, вещевое имущество.

В структуре расходов местных бюджетов удельный вес зарплаты по сравнению с 2001г. возрос на 3,3 процентного пункта и составил 30,8%. Чтобы вовремя выплачивать зарплату бюджетникам, постоянно привлекались кредиты банков. Значительный дефицит местных бюджетов по итогам 2002г. -- 192,1 млрд.руб. против 6,0 млрд. в 2001г. вызван привлечением бюджетных займов в сумме 70,0 млрд.руб. на погашение долгов за энергоресурсы, кредитов банков и ссуд для выплаты зарплаты работникам АПК -- 129,4 млрд.руб. и бюджетникам -- 43,5 млрд.

Кредиторская задолженность бюджетных учреждений и организаций составила на 1.01.2003г. 162,6 млрд.руб., или 3,8% в объеме местных бюджетов (за 2001г. -- 6,4%).

В то же время в 2002г. из республиканского бюджета выдано около 200 бюджетных ссуд и займов на сумму более 260 млрд.руб. для поддержки предприятий реального сектора.

На 2002-12-31г. кредиты банков, выданные под гарантию Совмина РБ, составили 74,6 млн.USD и 3,8 млрд.руб. В 2002г. Минфином исполнены гарантии правительства по выданным банковским кредитам на 36,1 млн.USD и 43,1 млрд.руб. Просроченная задолженность по таким кредитам и процентам по ним составила 12,4 млн.USD и 4,9 млрд.руб.

На коллегии министр Н.Корбут отметил, что вопросы косвенного налогообложения в торговых отношениях РБ и РФ не урегулированы до сих пор. Соответствующие соглашения с российской стороной так и остались неподписанными, а значит, на компенсацию потерь белорусского бюджета в условиях применения во взаимной торговле НДС по принципу страны происхождения пока рассчитывать не приходится.

В новом году предприятия лишились ряда льгот по НДС, налогам на прибыль и на недвижимость. Такой ценой государство надеется увеличить доходы бюджета в 2003г. на 10 с лишним млрд.руб.

Тем не менее Минфин не теряет надежды повысить роль прямого налогообложения. На коллегии в очередной раз прозвучало обещание когда-нибудь сократить количество обязательных платежей и избавить наконец субъектов хозяйствования от сборов и отчислений во внебюджетные и целевые бюджетные фонды. Если, конечно, найдется, чем без них наполнять казну.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений