$

2.1028 руб.

2.4584 руб.

Р (100)

3.1371 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

СО СКОРОСТЬЮ ЗАПРАВКИ©

20.09.2013

Концерн «Белнефтехим» второй раз за месяц повысил розничные цены на бензин и дизельное топливо.

С 17 сентября бензин Нормаль-80 подорожал на 500 Br (или 6,8%), до 7900 Br за литр, АИ-92 (К3) на 500 Br (6,5%), до 8200 Br, бензин АИ-92 (К5), на 600 Br (7,7%), до 8400 Br, бензин АИ-95 (К5) — на 800 Br (9,6%), до 9100 Br. Цена на дизельное топливо увеличена на 700 Br (8,2%), до 9200 Br, дизтопливо Евро 5 — на 700 Br (8%), до 9400 Br. Пересмотр цен произведен в целях компенсации увеличения ставок акцизов на бензин, говорится в сообщении концерна. По-видимому, предыдущее повышение с 3 сентября в среднем на 5% было обусловлено иными факторами. Между тем именно с начала сентября вступили в силу новые ставки акцизов, установленные Указом от 28.08.2013 № 375, причем в размере, который предполагалось ввести только со следующего года. С другой стороны, нефть в I полугодии т.г. республика покупала в России в среднем по 756 USD за тонну (около 102–104 USD за баррель), что на 4,4% меньше, чем в январе–июне прошлого года.

Таким образом, мы, пожалуй, уступим последнее место в европейском рейтинге цен на бензин кому-нибудь из партнеров по Таможенному союзу. Дело в том, что, по данным агентства «РИА-рейтинг», в I полугодии 2013 г. стоимость бензина в странах Европы изменялась разнонаправленно, хотя ближе к середине года снижение цен на топливо вслед за падением нефтяных цен началось практически повсеместно. При этом спад был отмечен и в странах Таможенного союза, таким образом, соотношение цен у нас и в ЕС осталось практически неизменным. Рейтинг был составлен на основании данных статистики государств Европы по состоянию на начало II полугодия 2013 г. по ценам на бензин с октановым числом 95 (в России —- 95 и выше) c пересчетом местной валюты в российские рубли по курсу Центробанка РФ.

Первое место в рейтинге удерживает Норвегия, где стоимость 95-го бензина в пересчете на российские рубли на начало июля т.г. в среднем составила 78,5 RUB за литр. На 2-м месте рейтинга —- Италия (74,1 RUB), на 3-м —- ведущий нефтетрейдер Европы — Нидерланды (73,8 RUB). На другом полюсе — государства Таможенного союза: Россия (31 RUB/л), Казахстан (30,2 RUB/л) и Беларусь, где на момент составления рейтинга, по оценкам экспертов «РИА-Рейтинг», литр 95-го бензина стоил 29 RUB за литр.

По ценам на дизельное топливо в первую тройку рейтинга на начало II полугодия входят Норвегия (69,8 RUB/л), Швеция (69,7 RUB/л) и Италия (69,5 RUB/л). Самое дешевое дизтопливо оказалось также в Казахстане, Беларуси и России. При этом в некоторых странах Европы дизтопливо обходится дороже бензина, в т.ч. в Великобритании (на 2,5 RUB/л), Румынии и Болгарии. Наибольшее превышение цены бензина над ценой дизельного топлива отмечено в Нидерландах (на 14,1 RUB/л), Дании и Греции.

Максимальный рост цен на бензин в Европе в январе–июне т.г. года наблюдался в Норвегии, Болгарии и Финляндии — на 2% с начала года. Россия по росту цен в I полугодии с повышением в 0,8% заняла 6-е место. На 4% снизились цены на бензин в Великобритании и Польше, более чем на 3% в Литве. Напомним, в Беларуси за январь–июнь т.г., по данным Белстата, бензин подорожал на 5,2%, а по сравнению с I полугодием 2012 г. — на 20,6%. Однако с учетом курсовых изменений составители рейтинга сочли наши достижения в этой сфере достаточно скромными.

Согласятся ли с этим белорусы, получающие зарплату в рублях, чья покупательная способность «в бензиновом эквиваленте» не слишком высока? Так, по оценке «РИА-Рейтинг», на среднюю «чистую зарплату (после вычета налогов и социальных выплат) больше всего приобрести бензина могут себе позволить граждане Люксембурга — 2344 литра в месяц, Норвегии ((2188 л) и Великобритании (1766). Меньше всего бензина на свои средние зарплаты может быть приобретено в Болгарии (218 л), Украине (230 л), Румынии (279 л), Литве (340 л), Латвии (370 л), Венгрии (367 л). Беларусь занимает 26-е место из 32 по этому показателю: 422 л — всего на 5 л меньше, чем в Словакии, и на 42 л, чем в Польше. Еще больше мы отстаем от наших партнеров по Таможенному союзу: Казахстана, занявшего 17-е место (650 л) и России — 16-е (753 л). Заметим, что в евразийской интеграции видное место отводится унификации ставок налогов и цен, в т.ч. на автотопливо. Между тем российские власти намерены повысить экспортную пошлину на нефть с 1 октября т.г., а в 2014 г. увеличить ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). В долгосрочной перспективе Минфин РФ намерен заменить экспортную пошлину на новый внутренний налог, который будет отличаться от НДПИ. По подсчетам экспертов, в этом случае нефть на внутреннем российском рынке может подорожать на 40–80%, а бензин на заправках — с нынешних 31–33 RUB до 50 RUB за литр. Следом подтянутся и цены в Беларуси, несмотря на государственное регулирование. Таким образом, в конкурентной борьбе в едином экономическом пространстве белорусам трудно далеко уехать — в прямом смысле слова.

Роман КУНИЦКИЙ

 
Тем временем

17 сентября цена нефтяной «корзины» ОПЕК снизилась по сравнению с предыдущим торговым днем на 0,75%, до 109,04 USD за баррель. Напомним, что средняя цена «корзины» ОПЕК в 2012 г. составила 109,45 USD за баррель, в 2011-м — 107,46 USD, в 2010-м — 77,45 USD. Рекорд цены «корзины» был установлен 3.07.2008 г. — 140,73 USD за баррель. Таким образом, цены для Беларуси сегодня не так уж отличаются от мировых, рост которых в последнее время остановился.