Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №23(2717) от 26.03.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2545
EUR:
3.5239
RUB:
3.5097
Золото:
228.08
Серебро:
2.6
Платина:
94.8
Палладий:
105.16
Назад
Финансы
21.10.2003 9 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

СНИЖЕНИЕ ОБЪЕМОВ ожидает рынок гособлигаций с приближением зимы

В начале второго полугодия ситуация на денежном рынке была настолько стабильной и прогнозируемой, что рынок государственных облигаций получил качественно новый импульс развития. На фоне высокого спроса на указанные активы эмитенты могли достаточно св...
В начале второго полугодия ситуация на денежном рынке была настолько стабильной и прогнозируемой, что рынок государственных облигаций получил качественно новый импульс развития. На фоне высокого спроса на указанные активы эмитенты могли достаточно свободно определять собственную политику поведения, чем успешно и пользовались. Однако в конце сентября ситуация стала уже не столь оптимистичной. Привычные для отечественной экономики проблемы, накапливающиеся к концу года, дали о себе знать уже в начале осени, что и нашло отражение в развитии событий на рынке ценных бумаг.

В третьем квартале Минфин ежемесячно корректировал политику размещения собственных краткосрочных облигаций. Неизменными в действиях эмитента оставались, пожалуй, лишь главные приоритеты -- максимально возможное снижение доходности ГКО и одновременно увеличение сроков их обращения.

Теряют привлекательность

В июле на аукционах удовлетворялись только те заявки первичных инвесторов, которые содержали максимальные цены покупки облигаций. Выпуски в день проведения аукциона вводились в обращение лишь частично, а затем полностью выкупались в ходе доразмещения. Таким образом, Минфин за месяц реализовал только четыре выпуска ГКО с одинаковым сроком обращения 358 дней.

Помимо высокого спроса на краткосрочные облигации, политика Минфина объяснялась успешной реализацией ГДО. Достаточно отметить, что в июле за счет купонных облигаций удалось пополнить бюджет на сумму более 63 млрд. ВYR. Несмотря на то что большая часть этого объема приходится на выпуски, проданные напрямую, все же спрос инвесторов на долгосрочные бумаги Минфина был достаточно активным. Из 63 млрд. ВYR на аукционах и при доразмещении Минфин привлек около 11,5 млрд., что для инструмента со сроком обращения более года -- несомненный успех.

Уже в первую неделю августа сектор ГКО работал по другому сценарию. Во-первых, в начале месяца эмитент продал два выпуска путем прямых продаж. Во-вторых, 6 августа инвесторам был предложен 595-й выпуск ГКО со сроком обращения 72 дня. Следует сказать, что короткие выпуски инвесторам не предлагались несколько месяцев. Последний раз это было в конце мая: выкуплено четыре выпуска со сроками обращения менее месяца на сумму 25,5 млрд. ВYR. Однако в отличие от коротких майских выпусков, размещение 595-го выпуска ГКО происходило на аукционной основе. Вместе с тем проходили аукционы по так называемым плановым выпускам. Правда, их срок обращения с середины августа был увеличен до 364 дней. К тому же в отличие от июльских выпусков, которые реализовывались в ходе доразмещения, 597-й и 598-й так и не поступили в дальнейшую продажу.

Эту практику Минфин продолжил и в первой половине сентября. Видимо, основной причиной нежелания эмитента полностью вводить выпуски в обращение стало отсутствие сколько-нибудь серьезных проблем с исполнением бюджета в этот период. Однако выпуски, частично реализованные на аукционах во второй половине сентября, снова доразмещались.

При этом краткосрочные облигации Минфина стали терять привлекательность. Один из факторов снижения спроса на ГКО -- падение аукционной доходности выпусков, которая за 3-й квартал снизилась с 29,89% до 27,00% годовых. Однако основной причиной стал кризис ликвидности банковской системы, начавшийся 18 сентября и вызванный оттоком рублевых ресурсов в бюджетную сферу в связи с уплатой налогов субъектами хозяйствования, а также погашением задолженности по зарплате в агропромышленном секторе. Дефицит рублевых средств резко повысил стоимость однодневных межбанковских кредитов с 20 до 46% годовых, поэтому падение спроса на ценные бумаги выглядит вполне естественным. Тем более что с ростом процентных ставок на краткосрочные инструменты произошло оживление межбанковского рынка в части длинных сделок. У коммерческих банков появилась возможность отчасти пересмотреть структуру своих активов в пользу более коротких инструментов с доходностью, практически аналогичной годовым облигациям. В итоге, если в июле и августе Минфин продал ГКО по номинальной стоимости на сумму 28,9 и 41,5 млрд. ВYR соответственно, то в сентябре это значение снизилось до 13 млрд. ВYR.

Индикатор ликвидности

В отличие от краткосрочных бумаг Минфина, объем реализации облигаций Нацбанка не претерпел значительных изменений. В июле, августе и сентябре инвесторы приобретали КО в объеме 67,4 млрд., 64,8 млрд. и 66,5 млрд. ВYR соответственно. Стабильность во многом достигнута за счет четко расставленных приоритетов в политике размещения КО. Наличие у инвесторов возможности приобретать облигации с различными сроками погашения -- один из них. При этом эмитента не пугало большое количество несостоявшихся аукционов, число которых за квартал превысило 20.

Поведение инвесторов на данном секторе было таковым, что основной объем первичного рынка приходился на продажи бумаг в ходе доразмещения. В итоге приоритетом являлось успешное проведение аукционов по мере полной реализации выпусков, ранее вошедших в обращение. С этим Нацбанк в целом справлялся.

Примечательным для рынка стало также развитие ситуации во время сентябрьского кризиса ликвидности. Как только стало понятно, что период выплаты налоговых платежей пройдет для банковской системы достаточно тяжело, Нацбанк мгновенно перестал реализовывать остатки выпусков КО. По мере преодоления кризиса Нацбанк возобновил доразмещение собственных бумаг, причем сделал это так же быстро, как и прекратил. Уже в понедельник 22 сентября, когда кризис был в самом разгаре и стоимость однодневных межбанковских кредитов выросла до 46% годовых, Нацбанк информировал инвесторов о доразмещении КО во вторник. На основании этих действий вполне можно было предполагать быструю стабилизацию ситуации, что собственно и произошло. Уже во вторник 23 сентября процентная ставка по кредитам "овернайт" снизилась до 20--25% годовых, и кризис был преодолен. Таким образом, действия Нацбанка на первичном рынке КО в сентябре стали своеобразным индикатором уровня ликвидности банковской системы, что полностью соответствует функциям данного инструмента. Похоже, с приближением конца года, Нацбанк продемонстрирует подобные действия не раз, так как сентябрьский кризис ликвидности, видимо, не последний в этом году.

Чего ждать?

В этой связи объем первичного рынка КО в последующие месяцы может показать нисходящую тенденцию, собственно как и объем рынка государственных облигаций. Наиболее интересные вопросы для операторов рынка на сегодняшний день следующие: насколько тяжело будут проходить налоговые периоды в ближайшее время, до каких значений способна вырасти рублевая доходность и возможно ли в этой связи повышение доходности новых выпусков ГКО в четвертом квартале?

В последние месяцы предыдущего года отток средств в бюджетную сферу отражался на межбанковском рынке практически двукратным повышением процентной ставки на однодневные кредиты. При этом кризисы ликвидности были краткосрочными. Примерно такое развитие событий наблюдалось в сентябре и, видимо, повторится в последующие месяцы. Кардинальные изменения на рынке могут произойти во второй половине декабря, когда доходность краткосрочных инструментов может возрасти в два, а то и в три раза по отношению к достигнутым минимальным уровням.

Что касается первичного рынка ГКО, то в октябре -- ноябре спрос на бумаги Минфина может сохраняться на относительно высоком уровне. Прежде всего первичные инвесторы, обремененные выполнением показателя минимальной покупки облигаций, вынуждены будут пополнять свои портфели ценных бумаг. Кстати, за счет этого у Минфина еще будет возможность снижать аукционную доходность. Однако в декабре размещение гособлигаций может быть затруднительным, и эмитенту придется либо повышать их доходность, либо реализовывать значительную часть выпусков без проведения аукционов. При этом наиболее вероятен последний сценарий.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by