Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №5 (2502) от 21.01.2022 Смотреть архивы
picture
USD:
2.5734
EUR:
2.9232
RUB:
3.3614
Золото:
151.96
Серебро:
2
Платина:
86.46
Палладий:
169.2
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Сначала создадим правовую базу

Специалисты считают, что ипотека в условиях низкой инвестиционной привлекательности Беларуси может стать внушительным источником поступления финансовых средств в экономику, прежде всего в строительную отрасль. Однако создание современной долгосрочной системы жилищного финансирования невозможно без соответствующей правовой базы.

Специалисты считают, что ипотека в условиях низкой инвестиционной привлекательности Беларуси может стать внушительным источником поступления финансовых средств в экономику, прежде всего в строительную отрасль. Однако создание современной долгосрочной системы жилищного финансирования невозможно без соответствующей правовой базы.

ИПОТЕКА впервые появилась в древней Греции в начале VI в. до н.э. и дальнейшее развитие получила в Римской империи, а затем, после перерыва, на территории Европы — в 14-16 веках. Напомним, что отношения по залогу земельных участков нашли свое отражение в Статуте Великого княжества Литовского 1529 г.

Роль государства в соблюдении прав участников ипотечных сделок достаточно велика. Сложные по структуре сделки требуют контроля и регулирования, отлаженной регистрационной системы. Не случайно в связи с ослаблением этих государственных функций с закатом эпохи Древнего мира институт ипотеки прекратил свое существование, а затем через несколько столетий появился вновь в средневековом европейском законодательстве.

Этот институт за относительно небольшое время прошел путь эволюции от доверительной сделки до неформального залога и далее — до ипотеки в современном представлении. Согласно статье 38 Закона "О залоге" ипотекой признается залог земли и недвижимого имущества, непосредственно связанного с землей. Другими словами, это способ обеспечения обязательства, когда предметом залога служит недвижимое имущество.

При ипотеке имущество остается во владении должника, а кредитор получает право истребовать закладываемую вещь с последующей ее продажей с торгов и компенсацией из вырученной суммы остатка долга заемщика. За кажущейся простотой скрывается достаточно сложная система, включающая в себя: залог недвижимого имущества с целью получения ипотечного кредита; долговое обязательство (закладная), подтверждающее право залогодержателя по обеспеченному ипотекой обязательству; ипотечный кредит — денежная ссуда, выдаваемая заемщику под залог недвижимости.

Уже много раз говорилось о том, что без долгосрочного ипотечного кредитования невозможно решить жилищную проблему основной части работающего населения. Именно об этом свидетельствует мировой опыт. Но сначала надо создать законодательную базу, основанную на рыночных принципах приобретения жилых помещений на свободном от монополизма рынке за счет собственных средств граждан и долгосрочных ипотечных кредитов.

В СОВЕТСКИЙ период в Белорусской ССР залог имущества не имел широкого распространения, он оказался востребованным только в 90-х годах прошлого столетия. В 1993 г. вступил в силу Закон "О залоге", а в 1999 г. — Гражданский кодекс, которые положили начало новому этапу в развитии залогового права в Беларуси. В настоящее время отношения, связанные с залогом земельных участков, предприятий, зданий, сооружений, квартир и другого недвижимого имущества, регулируются в соответствии со ст.315 Гражданского кодекса законодательными актами об ипотеке. К таковым можно отнести уже упоминавшийся Закон "О залоге", в частности, главу 7, ряд указов Президента. Однако требуется создание ипотечного законодательства, регулирующего в полном объеме весь спектр многогранных и сложных отношений в этой области.

Можно отметить, что в последние годы сделаны значительные шаги в деле совершенствования правового механизма ипотеки, практики применения ипотечного кредитования. Наиболее важным из них явилось утверждение Советом Министров в августе 2001 г. Концепции создания системы ипотечного жилищного кредитования в Республике Беларусь.

Согласно этому документу создание системы ипотечного кредитования позволит расширить возможности приобретения жилья гражданами, даст толчок развитию рынка недвижимости, строительного комплекса и сопутствующих отраслей экономики, банковской деятельности и т. д. Концепция определяет необходимость подготовки проектов важнейших нормативных правовых актов, направленных на обеспечение эффективности системы ипотечного кредитования. В их числе — проекты законов "О жилищных строительных сбережениях", "Об оценке стоимости объектов гражданских прав", "Об ипотеке", проект новой редакции Жилищного кодекса.

Законы "О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним" и "Об эмиссионных ценных бумагах и участниках рынка ценных бумаг" приняты в 2002 г. Без них создать эффективно функционирующую систему ипотечного кредитования весьма проблематично.

ПЛАНОМ подготовки законопроектов на 2006 г. предусмотрена разработка концепции проекта закона "О жилищных строительных сбережениях". Можно предположить, что в 2007 г. она трансформируется в законопроект, который будет внесен в Палату представителей.

Проект закона "Об ипотеке", как уже отмечалось, в июне 2006 г. внесен Советом Министров в Палату представителей. Что касается проекта закона "Об оценке стоимости объектов гражданских прав", то он в 2002 г. был подготовлен группой депутатов Палаты представителей второго созыва и принят обеими палатами Национального собрания. В этом документе впервые сделана попытка закрепить проведение оценки стоимости объектов гражданских прав и регулирование отношений, возникающих в процессе осуществления оценки, на уровне закона. В нем определялись полномочия государственных органов, объекты, субъекты оценки, ее методы, а также виды стоимости объектов оценки. Однако закон был возвращен главой государства для повторного рассмотрения и голосования в связи с недостаточно четким и полным регулированием вопросов определения стоимости различных объектов гражданских прав. Из-за несогласованности позиций субъектов права законодательной инициативы 18 октября 2005 г. документ был отозван из Палаты представителей. Вероятно, специалистам придется вновь вернуться к его разработке.

Можно не сомневаться, что с принятием необходимых нормативных правовых актов система ипотечного кредитования сможет проявить свою эффективность, оказать решающее влияние на привлечение инвестиций, развитие финансового рынка, рынка недвижимости и решение жилищной проблемы в стране.