Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №5 (2502) от 21.01.2022 Смотреть архивы
picture
USD:
2.5734
EUR:
2.9232
RUB:
3.3614
Золото:
151.96
Серебро:
2
Платина:
86.46
Палладий:
169.2
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Сможет ли работать урезанный закон?

Глава государства не согласился с некоторыми нормами Общей части Налогового кодекса, принятого обеими палатами Национального собрания. Документ подписан и опубликован с купюрами: всего не вступили в силу нормы 26 статей (полностью или отдельные пункт...
Глава государства не согласился с некоторыми нормами Общей части Налогового кодекса, принятого обеими палатами Национального собрания. Документ подписан и опубликован с купюрами: всего не вступили в силу нормы 26 статей (полностью или отдельные пункты).

История подготовки этого законопроекта насчитывает уже 7 или 8 лет. Первые варианты Налогового кодекса разрабатывались и обсуждались еще Верховным Советом двенадцатого созыва. Да и нынешний проект Общей части НК шлифовался в постоянных комиссиях Палаты представителей несколько лет. Поправки, поступавшие от депутатов, союзов предпринимателей и других общественных объединений, исчислялись сотнями. Рабочая группа значительную их часть отклонила, объясняя авторам, почему то или иное предложение не "проходит", а каждую новую норму приходилось согласовывать с Совмином и администрацией Президента.

Затем законопроект "завернул" Совет Республики, и над ним несколько месяцев работала согласительная комиссия из представителей обеих палат Национального собрания. Сенаторы потребовали включить в текст кодекса ряд положений, необходимых для цивилизованного ведения бизнеса.

Председатель постоянной комиссии Совета Республики Татьяна Быкова, отвечая на вопросы журналистов, отметила, что некоторые согласованные нормы, вошедшие в окончательный текст документа, главой государства поддержаны. Среди них -- ст.54, где очень четко прописаны все процедуры, относящиеся к аресту имущества. Осталась в тексте и статья, касающаяся внеплановых налоговых проверок.

К сожалению, отметила Т.Быкова, исключен один из важнейших пунктов: все неустранимые противоречия между актами налогового законодательства должны толковаться в пользу налогоплательщика. Во-первых, такая норма существует в Налоговом кодексе Российской Федерации, а во-вторых, она чрезвычайно актуальна для нашей экономики. Когда то или иное ведомство издает нормативные акты, толкуя законы в свою пользу (а в итоге в соответствии с разными документами, например, одна и та же сумма может относиться и на себестоимость, и на прибыль), то от этого страдают налогоплательщики. Проверяющие безжалостно штрафуют предприятия за "допущенные нарушения".

Кстати, парламенту удалось убедить в необходимости такого подхода даже Министерство по налогам и сборам. Однако юристы из президентской администрации уверены, что понятие "неустранимые противоречия" не имеет объективного правового содержания и может субъективно толковаться в каждом конкретном случае, что на практике ведет к злоупотреблениям в сфере налогообложения.

Еще одна важная норма, не поддержанная Президентом, -- запрет на принятие в течение финансового года правовых актов, которые могли бы ухудшить положение налогоплательщика. Причем на уровне и республиканских и местных налогов. Парламентарии считают: нам следует стремиться к стабильности налогового законодательства, что обязательно скажется и на стабильности экономики. Как выяснилось в ходе заседания комиссии Палаты представителей по бюджету, финансам и налоговой политике, возражение было сформулировано следующим образом: ограничиваются возможности законодательной и исполнительной властей оперативно и эффективно регулировать взимание налогов в таких ситуациях, как чрезвычайное или военное положение, эпидемии, финансовые кризисы и в других исключительных случаях. Все это скажется на уровне обеспечения безопасности и прав граждан, а также не позволит уточнять налоговое законодательство в течение финансового года для пресечения уклонения от налогообложения.

Не удалось депутатам и сенаторам лишить налоговиков права осуществлять личный досмотр граждан и их транспортных средств. Кроме того, подписывая еще один Закон -- "О введении в действие Общей части Налогового кодекса" (согласно этому документу Общая часть вступает в силу с 1 января 2004г.), глава государства исключил из него последний абзац, где ставилась задача разработать до 2005г. законопроект, предусматривающий отказ от внесудебного изъятия налоговых платежей.

Таким образом, "за бортом" среди других оказались нормы, призванные хотя бы слегка уменьшить неумеренное вмешательство государства в экономику. Рано или поздно их придется вводить, если мы хотим получать инвестиции из-за рубежа и расширять налоговую базу за счет роста числа субъектов хозяйствования.

В среду состоялось заседание комиссии Палаты представителей по бюджету, финансам и налоговой политике, где обсуждалась создавшаяся ситуация. Сможет ли работать Общая часть НК в том виде, в котором она уже опубликована, -- специалисты ответить затрудняются. Глава комиссии Сергей Киселев уверен, что депутаты урегулируют все спорные моменты к июлю этого года.

По настроению депутатов и сенаторов чувствовалось, что едва ли им удастся преодолеть президентское вето двумя третями голосов. В соответствии с регламентом исключенные нормы должны быть рассмотрены и поддержаны Палатой представителей и Советом Республики. Но это уже будет отдельный, согласованный с Советом Министров и Президентом документ.