$

2.1058 руб.

2.4041 руб.

Р (100)

3.1947 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Туризм

СМОРГОНСКИЙ КЛАСТЕР:©

30.06.2015

от слов к делу

Кластеры как инструмент развития малого бизнеса успешно развиваются за рубежом с 90-х годов прошлого века, а теперь все чаще появляются и в Беларуси. Один из них — уникальный историко-культурный туристический кластер в Сморгонском районе Гродненской области. Об инновационном подходе к организации его работы рассказала сотрудник ГНУ «Объединенный институт проблем информатики Национальной академии наук Беларуси», координатор проекта «Кластерный подход и информационные технологии для местного управления и устойчивого развития сельских территорий» Галина МАТЮШЕНКО.

— Галина, перед тем как проект был поддержан Европейской комиссией в Беларуси, вы активно участвовали в различных мероприятиях по развитию Сморгонского района. Расскажите, как возникла идея создания туристического кластера?

— Сегодня у нас индустрия туризма считается перспективным направлением социально-экономического развития района, способным стимулировать практически все смежные отрасли. С 2010 года некоммерческими организациями в партнерстве с местными органами власти было реализовано несколько проектов, в т.ч. по развитию туризма. Это были инициативы по развитию самобытных культурных фольклорных традиций района, проведению фестивалей, конкурсов, совместное участие в благоустройстве села. С привлечением экспертов обсуждались новые формы развития туризма, изучался опыт кластерного взаимодействия в соседних регионах страны и за рубежом. Для координации действий и обмена информацией в 2012 г. был создан Общественный совет по развитию агротуризма в Сморгонском районе, затем проведена экспедиция по изучению его туристического потенциала и выявлению заинтересованности людей для совместной работы. В результате появилась стратегия развития туристической дестинации «Северные Афины» в рамках проекта USAID «Местное предпринимательство и экономическое развитие», реализуемого ПРООН.

Главной задачей, провозглашенной в стратегии, стало создание историко-культурного туристического кластера, а итогом 5-летней работы — подготовка проекта, который реализуется Сморгонским райисполкомом в партнерстве с фондом «Северные Афины М.К.Огинского» и учреждением «Экономический полюс». Финансируется он Европейским Союзом.

— Что требуется сегодня для успешного ведения бизнеса хозяевам агроусадеб, кроме денег?

— В районе на сегодня насчитывается около двух десятков агроусадеб. Как показал опрос, их потенциал не используется в полной мере из-за недостаточного взаимодействия между собой и с другими субъектами хозяйствования района — в сфере общественного питания, транспорта, культуры, охраны природы.

Ощущается нехватка знаний и практических организационных навыков, нет четкого видения перспектив своего бизнеса. Есть потребность в финансовых и экономических знаниях, изучении кластерных подходов в развитии туристского бизнеса. Необходимо знакомство с современными методами маркетинга и рекламы, новыми формами организации праздников и массовых мероприятий, ландшафтного дизайна и интерьера в сельских усадьбах. Все это должно помочь бизнесменам в развитии агротуризма.

— В чем состоит инновационность и уникальность вашего проекта?

— Инициатива создания кластера является результатом совместной работы и многолетнего партнерства бизнесменов, различных организаций и местных органов власти, что в нашей стране встречается не часто. Кроме того, в проекте участвует группа ИТ-специалистов, которая разрабатывает уникальный программный продукт для управления хозяйственной деятельностью кластерной структуры, аналогов которой в Беларуси сегодня нет.

Историко-культурный туристический кластер в Сморгонском районе — это объединение на добровольных началах для совместной деятельности различных государственных, частных коммерческих и некоммерческих предприятий и организаций, хозяев агроусадеб, ремесленников, вовлеченных в сферу туризма, и оказания различного рода услуг и сервисов. Это транспортные и гостиничные услуги, общепит, обеспечение туристических программ и экскурсий, организация местных праздников и фестивалей, изготовление сувениров и т.д. Взаимодействие в рамках кластера будет осуществляться на принципах взаимовыгодного партнерства и учета интересов каждого участника.

— О кластерах в последние годы в республике довольно много говорят, но не всегда понимают, что это такое. Что он даст участникам вашего проекта?

— Туристический кластер — это сосредоточение в рамках одной ограниченной территории взаимосвязанных организаций, занимающихся разработкой, производством, продвижением и продажей туристического продукта, а также смежной деятельностью. Наш проект направлен, прежде всего, на развитие всех входящих в кластер субъектов. Кроме того, предусмотрено стимулирование инноваций в сфере туризма и развитие новых его направлений в районе. Для этого будет объявлен конкурс для местных партнерских инициатив. Отбор лучших из них состоится на ярмарке социально-деловых идей. Общая сумма их финансирования — 48 тыс. EUR.

В процессе реализации проекта состоятся семинары, тренинги и визит в Литву, где услуги туризма на селе оказываются уже достаточно давно. Специалисты проекта помогут разработать уникальные турпродукты и туристические маршруты в Сморгонском районе, связанные с именем М.К. Огинского, событиями Первой Мировой войны и уникальными артефактами Сморгонщины. ИТ-группой проекта будет создан корпоративный интернет-портал кластера. Проект также позволит участникам освоить новые ИТ-технологии для ведения совместной хозяйственной деятельности. Важный компонент — создание структуры финансового самообеспечения в форме, которую выберут сами участники.

Проект стартовал в апреле 2015 г. и рассчитан на 2 года. На завершающей стадии его итоги будут представлены на национальном деловом сельском форуме.

Подготовил

Александр ГАНАГО