$

2.1222 руб.

2.4045 руб.

Р (100)

3.1867 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

Сложить и приумножить

02.10.2007

Результаты столь масштабного исследования, как отчет Всемирного банка об условиях ведения бизнеса, всегда оказываются в центре внимания СМИ. Интересно знать, как выглядит со стороны наша экономика, хотя каждый бизнесмен, руководитель и бухгалтер имеют собственное представление о родном бизнес-климате. Поэтому огромное впечатление произвело сообщение Всемирного банка о том, что в Беларуси насчитывается 124 налоговых платежа (см. «ЭГ» № 73). Для любителей сенсаций это находка. Для экономистов — повод для недоумения.

Вряд ли кто-либо осмелится утверждать, что налоговая система Беларуси проста и необременительна, а белорусским бухгалтерам живется легко. Но никто из них не обнаружит у себя такого изобилия платежей. Попробуем их подсчитать.

Итак, к республиканским налогам согласно Закону «О бюджете Республики Беларусь на 2007 г.» относятся: подоходный налог с физических лиц, налог на доходы и прибыль, НДС, акцизы, налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности, налог на недвижимость, земельный налог, сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки и налог с пользователей автомобильных дорог (который планируется отменить с 1.01.2008 г.), налог за использование природных ресурсов (экологический налог), таможенные пошлины и таможенные сборы.

Всего — 10 платежей. Хотя, если учесть, что налог на доходы и прибыль по сути — 2 разных налога, а экологический налог состоит из 12 различных платежей, то 22.

Напомним, что чрезвычайный налог и отчисления в фонд занятости, уплачиваемые единым платежом, отменены с 1.01.2007 г. А перечисление части прибыли государственных унитарных предприятий, доходов хозяйственных обществ хоть и является обязательным, налогом не считается.

Добавим налог на доходы, полученные в отдельных сферах деятельности, налог на игорный бизнес, оффшорный и гербовый сборы, государственную пошлину (включая регистрационные и лицензионные платежи), налог на приобретение автомобильных транспортных средств и обязательные страховые взносы в Фонд социальной защиты населения (который по сути является социальным налогом). Еще 7. Налог при упрощенной системе налогообложения и единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции также примем как отдельные платежи.

Весомый вклад в «поголовье» отечественной фискальной системы вносят местные налоги. К ним относятся: налог с продаж товаров в розничной торговле, налог на услуги, целевые сборы (транспортный сбор на обновление и восстановление транспорта общего пользования, используемого на маршрутах в городском пассажирском, пригородном и междугородном автобусном сообщении, сбор на содержание и развитие инфраструктуры города (района)). Далее, сборы с пользователей: за парковку (стоянку) транспортных средств в специально оборудованных местах; за осуществление торговли и строительства объектов на территории соответствующих административно-территориальных единиц; за владение собаками и (или) использование их в предпринимательской деятельности; за размещение наружной рекламы и зарегистрированных товарных знаков (знаков обслуживания) на иностранных языках; сбор с заготовителей; курортный сбор. Минчане платят еще отчисления во внебюджетный целевой фонд оздоровления реки Свислочь и ее бассейна, введенный «временно» 6 лет назад. Итого 12.

Добавим в список отчисления в инновационные фонды. Большая их часть уплачивается только организациями, входящими в ту или иную отрасль. Исключения составляют лишь, отметим, инновационные фонды Минстройархитектуры и Министерства торговли, плательщиками в которые являются не только подведомственные предприятия, но и другие субъекты хозяйствования. Не забудем и отчисления в государственный целевой бюджетный фонд развития строительной науки.

Таким образом, набирается «только» 34-47 налогов и сборов (кому как больше понравится). Конечно, это куда больше, чем в райском Сингапуре, где всего 5 платежей, на расчет которых уходит 49 часов в год. Любопытно, что лукавая статистика отчета показывает, что и наши, и сингапурские бухгалтеры тратят на один налог в среднем по 9,6 часа. А вот уж по налоговой нагрузке на зарплату и на прибыль нам с Сингапуром никак не тягаться: 14,1 и 23,2% против наших 44,1 и 144% соответственно.

Но все-таки, откуда же в Беларуси 124 налога и сбора? Надо бы найти. Скажем, если считать каждый из 83 видов государственной пошлины за отдельный платеж, то получится 129 — даже больше, чем в отчете Всемирного банка. Но такое сложение вряд ли можно считать корректным. Тем более что для отдельных отраслей и видов деятельности несколько налогов заменяются одним, а некоторые платежи (та же госпошлина) взимаются разово при совершении каких-либо операций.

Так что не надо волноваться из-за цифр, пока они в руках экспертов. А когда все причитающиеся налоги уплачены, то эмоции и вовсе излишни…

Леонид ФРИДКИН