Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №3 (2500) от 14.01.2022 Смотреть архивы
picture
USD:
2.5678
EUR:
2.9445
RUB:
3.3944
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Слон в посудной лавке?

После переориентации Польши на Запад во внутренней торговле этой страны произошли кардинальные преобразования. Появилось больше малых и крупных магазинов, выросла сеть супер- и гипермаркетов...
После переориентации Польши на Запад во внутренней торговле этой страны произошли кардинальные преобразования. Появилось больше малых и крупных магазинов, выросла сеть супер- и гипермаркетов. В условиях трансформации экономик предприятия сферы услуг, в том числе торговли, являются привлекательными объектами, не требующими значительных инвестиций и гарантирующими быстрый возврат вложенных средств. Однако не может не поражать наплыв иностранного капитала, вкладываемого в строительство в Польше супер- и гипермаркетов при одновременном закрытии собственных рынков для аналогичных инвестиций. Сейчас их у нас -- 200.

В СТРАНАХ Евросоюза существуют законодательные ограничения строительства маркетов, чего нет в Польше. По числу построенных торговых объектов этой категории она вошла в первую шестерку в Европе после Германии -- 1408 супер- и гипермаркетов, Франции -- 1056 объектов, Великобритании -- 872, Италии -- 277 и Австрии -- 274.

Приведенные цифры говорят о степени концентрации в торговле. Сети супер- и гипермаркетов в процентном отношении к общей продаже продовольственных продуктов занимают во Франции 52,4% и в Германии -- 70%. Хорошо это или плохо? Французы, например, начали ограничивать развитие маркетов, когда те перетянули к себе 50% общей продажи. Дальнейшее их строительство сконцентрировано на рынках Азии, а в последнее время -- Центральной и Восточной Европы, в том числе в Польше.

Ранее польское законодательство не ограничивало поступлений иностранных инвестиций в торговлю вопреки требованиям владельцев малых и средних объектов торговли. Крупные объекты строились даже в центрах небольших городов. Между тем давно известно, что строительство таких торговых объектов в городах с числом жителей до 50 тыс. чел. приводит к разорению собственного малого и среднего бизнеса.

И вообще, повышение концентрации в торговле, особенно розничной, ведет к ущемлению экономических интересов ее малых и средних предприятий. В таких странах, как Франция и Великобритания, процессы глобализации находятся в стадии интенсивного развития. В других, таких как Испания, Италия, Греция, государство защищает интересы мелкого и среднего бизнеса, в связи с чем показатели насыщения фирмами розничной торговли в этих странах намного отличаются от показателей в Польше. Отличаются и темпы роста строительства маркетов в Польше от других стран Европы. Так, например, если на строительство 40 гипермаркетов в Польше понадобилось 5 лет, то в Испании -- 15.

Есть перекосы и в развитии польской оптовой торговли: она имеет более 260 тыс. оптовых торговых предприятий на 38,5 млн. населения, а Евросоюз -- 320 тыс. предприятий, то есть в Польше наблюдается избыток нерентабельных, не современных оптовых фирм.

Доля торговли в общих рыночных оборотах равна 52,4%, что говорит о многоступенчатой структуре польской оптовой торговли. Товар многократно меняет оптовиков, чтобы в конце концов появиться на полках магазина розничной торговли. Такая ситуация в дальнейшем также должна измениться. Рыночный закон конкуренции обязательно повлияет на сокращение числа оптовых складов. Шанс на выживание и дальнейшее развитие получат только экономически сильные фирмы, использующие склады многоуровневого штабелирования и внедряющие в свою деятельность новые методы управления и логистики. Развитие мировой оптовой торговли идет в направлении строительства больших современных центров, дающих возможность минимального сокращения затрат.

Несмотря на то что гипермаркеты составляют всего 9% розничной торговли Польши, они уже стали диктовать свои условия и производителям. Таким образом ущемляются экономические интересы не только мелкой торговли, но и малых и средних предприятий, не имеющих широкого доступа к большим торговым сетям. Им все труднее реализовывать свой товар.

За последние 10 лет в торговле Польши произошли существенные изменения, хотя этот процесс проходил несколько иначе, чем в других европейских странах. Здесь всячески старались приспособить торговлю к новым рыночным условиям, в результате чего было допущено много ошибок, впрочем, имевших место и в других странах. В Европе этот процесс занял 40 лет, в Польше -- 12 лет. Правительство Польши пока не в силах отрегулировать острые проблемы торговой сферы, создать определенный баланс между разными формами торговли, предоставить возможность развития, с одной стороны, торговым сетям, с другой -- мелким и средним предприятиям.

В сфере ценообразования на польском рынке доминирует политика супермаркетов: с целью привлечения массового покупателя устанавливаются цены ниже затратных. Разницу стараются переложить на производственную сферу и поставщиков. Дело в том, что при заключении договоров с производственниками и поставщиками торговые сети выступают практически монополистами, что не практикуется в других цивилизованных странах. Так чрезмерное влияние супер- и гипермаркетов в торговле приводит к закрытию малых и средних торговых точек, что не выгодно жителям микрорайонов крупных городов. Например, после открытия гипермаркета "НIТ" в Варшаве обороты в других магазинах снизились на 60%.

Появление в стране законодательства, предоставляющего равные возможности субъектам торговли, привело бы к ликвидации приоритета крупных торговых сетей. Однако пока в Польше практически не существует ограничений для иностранных инвесторов и строятся их предприятия очень часто в центрах городов. Разрешение на их строительство порой получить гораздо легче, чем на другие объекты торговли.

Как показывает прогноз, с появлением новых гигантских торговых сетей и внедрением в их работу новых международных технологий произойдет изменение и в распределении прибыли. Тот, кто займет ключевое положение в треугольнике (сфера производства -- поставщик -- розничный торговец), тот и станет извлекать максимальную прибыль. Процесс рыночной состязательности заставит производителя искать резервы по снижению затрат, дешевое сырье, изменить отношение к поставщику. Станет меньше посредников, повысится уровень безработицы. По данным научных исследований, появление 500 новых рабочих мест в гипермаркете сопровождается освобождением 2000 работников в других сферах торговли.

Как показывает польский опыт, решение проблем в переходный период путем проб и ошибок -- не лучший метод для совершенствования и экономического роста в сфере торговли. Эти моменты надо учитывать и Беларуси. Необходимо своевременно совершенствовать законодательство, регулирующее основные вопросы потребительского рынка, предоставление законодательных гарантий для внутренних и иностранных инвестиций. Нужно ужесточить контроль в сфере торгово-экономических отношений и не допустить протекционизма в торговом бизнесе. Очень важно создать соответствующий научно обоснованный баланс структуры внутренней торговли (малых, средних предприятий торговли, супер- и гипермаркетов, магазинов). В этом помогла бы программа формирования и управления потребительским рынком, которая должна быть частью экономических реформ в стране.

Доля торговли в образовании ВВП и общем товарообороте в некоторых странах Европы и США (в %)
============================================================
Страна      Доля торговли    Доля торговли
            в образовании    в общем     
            ВВП              товарообороте
============================================================

Австрия          14,6        
                         
Франция          10,8         30,3
                         
Испания          13,9        
                         
Германия         14,4         34,2
                         
Швейцария        14,1        
                         
Великобритания   15,1         29,3
                         
Италия           13,7         33,1
                         
Евросоюз         13,1         29,2
                         
Чехия            12,9        
                         
Латвия           12,0        
                         
Польша           18,3         52,4
                         
Словакия         13,8        
                         
Венгрия          15,2        
                         
США              15,5         32,9
                         
Беларусь         10,4     
=================================================
Данные Статистического центра в Варшаве и Минстата РБ