Консультации
12.11.2002 21 мин на чтение
мин
Слияние и присоединение акционерных обществ
Еще до размещения акций реорганизуемого АО акционерам предстоит принять немало решений, от правомерности которых зависит и соблюдение прав самих акционеров, и проведение госрегистрации вновь возникших акционерных обществ, и вся дальнейшая деятельност...
Еще до размещения акций реорганизуемого АО акционерам предстоит принять немало решений, от правомерности которых зависит и соблюдение прав самих акционеров, и проведение госрегистрации вновь возникших акционерных обществ, и вся дальнейшая деятельность самого АО после реорганизации.
На что же должны обратить внимание акционеры, сталкиваясь с подобными ситуациями?
Порядок принятия решения
Вопрос реорганизации акционерных обществ гражданское законодательство относит к исключительной компетенции общего собрания акционеров (п.1 ст.103 ГК, ст.18 Закона "Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью" (далее -- Закон об обществах)). При этом собрание должно быть проведено с соблюдением требований устава общества (о порядке созыва собрания, кворуме и т.д.).
Так, при слиянии решение об образовании нового АО принимается на совместном общем собрании акционерных обществ, принимающих участие в этом процессе (п.63 Положения о порядке эмиссии и регистрации ценных бумаг на территории Республики Беларусь, утв. постановлением Комитета по ценным бумагам при Совете Министров от 2002-02-12г. N 03/П (далее -- Положение)). Названная норма к компетенции такого собрания относит также утверждение устава и других документов. Среди них -- решение о выпуске акций и проспект эмиссии акций для ОАО, выбор органов управления создаваемого общества. Однако ни Положение, ни какой-либо иной документ не определяют условия правомочности совместного общего собрания и принципы голосования на нем. В этом случае при определении кворума можно воспользоваться нормой ст.39 Закона об обществах, определяющей правомочность учредительной конференции (в случае создания АО) при участии в ней лиц (их представителей), подписавшихся не менее чем на 70% распространенных по подписке простых акций.
Отметим, что ГК не предусматривает проведения открытой подписки на акции при создании ОАО. В то же время, поскольку при слиянии акционерных обществ происходит создание нового АО, в качестве нормы для определения кворума общего собрания можно воспользоваться правилом о необходимости присутствия на нем лиц, которым в создаваемом акционерном обществе будет принадлежать не менее 70% акций. Ст.39 Закона об обществах определяет, что решения на учредительной конференции принимаются простым большинством голосов, а одна простая акция дает право на один голос. Данными положениями можно воспользоваться и при проведении общего собрания АО, создаваемого путем слияния обществ.
В связи с тем, что стоимость имущества, приходящегося на одну акцию, в различных акционерных обществах может существенно отличаться, при определении количества голосов акционеров в расчет необходимо принимать не количество акций, принадлежащих акционерам в каждом из участвующих в слиянии структур, а количество акций, которым будет наделен акционер после госрегистрации нового общества и его акций. Эти моменты должны быть отражены в договоре о создании АО.
В отношении присоединения одного акционерного общества к другому в п.59 Положения указано, что "решение о принятии в состав акционерного общества другого юридического лица принимается на общем собрании акционеров". Думается, что при написании данной нормы Положения законодатели допустили, по крайней мере, две неточности.
Во-первых, присоединение -- не есть принятие в состав юридического лица. Во-вторых, поскольку в этой процедуре принимают участие, по меньшей мере, два юридических лица (хотя теоретически возможны случаи присоединения к одному АО и двух-трех акционерных обществ), решение о реорганизации должно быть принято собраниями всех участвующих в нем обществ.
В случае слияния акционерных обществ п.62 Положения устанавливает необходимость заключения договора "о реорганизации юридических лиц путем слияния", регламентирующего порядок голосования на совместном общем собрании участников, а также условия самой процедуры слияния. Данный договор в числе других документов необходимо представить в Комитет по ценным бумагам для госрегистрации акций АО, созданного путем слияния. При этом Положение о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования (в ред. Декрета Президента от 2000-11-16 г. N 22) не требует представления такого договора для госрегистрации созданного АО. Думается, что процедуру заключения договоров о слиянии либо присоединении акционерных обществ необходимо закрепить в соответствующих законодательных актах, как это, к примеру, сделано в России.
Напомним, что в случаях и порядке, установленных законодательством, реорганизацию АО можно провести и по решению уполномоченных государственных органов, в том числе суда (п.2 ст.53 ГК, ст.24 Закона об обществах).
После принятия решения о реорганизации общества необходимо письменно уведомить об этом кредиторов (п.1 ст.56 ГК). В то же время ст.24 Закона об обществах предусматривает реорганизацию общества только с согласия кредиторов. Данная коллизия должна решаться в пользу нормы ГК как акта, обладающего большей юридической силой. Такое решение, содержащееся в современном законодательстве, представляется вполне логичным, ибо до вступления в силу ГК несогласие одного кредитора (по любому, самому незначительному обязательству) могло стать препятствием для реорганизации общества. В то же время действующее законодательство (п.2 ст.56 ГК) с целью защиты прав кредиторов предоставляет последним право требовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является реорганизуемое общество, и возмещения убытков (напомним, что к убыткам в данном случае могут быть отнесены как реальный ущерб, так и упущенная выгода).
Правовые последствия
Результатом реорганизации (при осуществлении ее в любой из предусмотренных законом форм) всегда является универсальное правопреемство (п.1 ст.129 ГК). При слиянии и присоединении акционерных обществ универсальное правопреемство направлено на объединение прав и обязанностей нескольких обществ. Важно, что в данном случае участники общества, принимающие такое решение, не вправе исключить какие-либо права или обязанности реорганизуемых обществ из общей массы объединяемых прав и обязанностей. В этом состоит отличие слияния и присоединения от, скажем, разделения общества, когда его участники принимают решение о том, какие именно права и обязанности из всех имеющихся у разделяемого общества перейдут к каждой возникающей структуре.
При правопреемстве переходят не только гражданские права и обязанности реорганизуемых обществ. Так, при присоединении не прекращается обязанность присоединенного общества оплатить ранее возникшую задолженность по платежам в бюджет, хотя данное отношение является административным, а не гражданско-правовым. В то же время льготы, предоставленные юридическим лицам, участвующим в реорганизации и проистекающие из административных и иных властных отношений, индивидуальны. Например, если одно из акционерных обществ, участвующих в слиянии, имело рассрочку в уплате штрафных санкций, то АО, возникшее в результате слияния, должно будет обращаться за получением такой рассрочки заново в установленном порядке, ибо данное отношение не относится к числу гражданско-правовых и вновь возникшее общество не будет являться правопреемником в данном отношении.
Еще одна проблема -- взаимоотношения акционеров реорганизуемых обществ с самими обществами. Согласно п.58 Положения в связи с присоединением к АО другого юридического лица проводится эмиссия дополнительных акций в форме их размещения между участниками нового юридического лица. Таким образом, увеличение уставного фонда и эмиссия акций являются обязательным условием присоединения одного общества к другому. На практике иногда возникает вопрос о возможности передачи имущества присоединяемого общества без увеличения уставного фонда общества, к которому присоединяется первое АО, без дополнительного выпуска акций и распределения их среди акционеров присоединяемого общества. Попытаемся найти ответы на подобные вопросы в гражданском законодательстве.
Во-первых, п.58 Положения уже содержит однозначный ответ на данный вопрос. Во-вторых, без наделения акционеров присоединяемого общества акциями общества-правопреемника нельзя говорить о присоединении. Данная сделка по своей сути будет представлять безвозмездное приобретение акционерным обществом имущества другого общества, то есть дарение. Как известно, законодательство не разрешает осуществлять дарение в отношениях между коммерческими организациями (п.4 ст.546 ГК). В силу ст.170 ГК такая сделка является ничтожной как запрещенная законодательством.
Кроме того, согласно ст.24 Закона об обществах при присоединении общества к другому юридическому лицу к последнему переходят все имущественные права и обязанности присоединенного. Как известно, акционеры в отношении АО имеют обязательные права (п.2 ст.44 ГК). Таким правам соответствуют обязанности общества по отношению к акционерам. Следовательно, неизбежным результатом присоединения должен явиться переход данных обязанностей к обществу-правопреемнику.
Сведения об объектах республиканской собственности, подлежащих
разгосударствлению и приватизации
разгосударствлению и приватизации
============================================================
Полное и сокращенное Республиканское Республиканское
наименование объекта унитарное предприятие унитарное предприятие
разгосударствления и "Светлогорское произ- "Гродненский научно-
приватизации, его водственное объединение исследовательский и
ведомственная "Химволокно", проектный институт
принадлежность: РУП "СПО "Химволокно", азотной промышленности
Белорусский государст- и продуктов органической
венный концерн по химии", РУП "ГИАП",
нефти и химии Белорусский государст-
венный концерн по
нефти и химии
Полное и сокращенное Республиканское Республиканское
наименование объекта унитарное предприятие унитарное предприятие
разгосударствления и "Светлогорское произ- "Гродненский научно-
приватизации, его водственное объединение исследовательский и
ведомственная "Химволокно", проектный институт
принадлежность: РУП "СПО "Химволокно", азотной промышленности
Белорусский государст- и продуктов органической
венный концерн по химии", РУП "ГИАП",
нефти и химии Белорусский государст-
венный концерн по
нефти и химии
Адрес: 247400, Гомельская область, 230003, г.Гродно, пр-т
г.Светлогорск, Космонавтов, д.56
ул.Заводская, 5
г.Светлогорск, Космонавтов, д.56
ул.Заводская, 5
Вид деятельности Производство искусственных Проектные, проектно-
объекта разгосудар- и синтетических волокон. изыскательские и
ствления и привати- Выпуск полиэфирных нитей, изыскательские работы
зации, укрупненная вискозных текстильных и
номенклатура вы- технических нитей,
пускаемой продукции: вискозной кордной ткани,
полимерных и углеродных
волокнистых материалов,
технической нити "Оксалон",
нетканого материала
"Спанбонд", товаров
народного потребления
(костюмы и брюки
спортивные, женские и
детские трикотажные
изделия, комплекты для
спальни, покрывала, шторы)
объекта разгосудар- и синтетических волокон. изыскательские и
ствления и привати- Выпуск полиэфирных нитей, изыскательские работы
зации, укрупненная вискозных текстильных и
номенклатура вы- технических нитей,
пускаемой продукции: вискозной кордной ткани,
полимерных и углеродных
волокнистых материалов,
технической нити "Оксалон",
нетканого материала
"Спанбонд", товаров
народного потребления
(костюмы и брюки
спортивные, женские и
детские трикотажные
изделия, комплекты для
спальни, покрывала, шторы)
Положение на рынке: Занимает доминирующее Не монополист
положение на товарных
рынках Республики Беларусь
по производству ткани
кордной и нити вискозной;
Гомельской области -- по
водоснабжению коммунально-
бытовых предприятий
положение на товарных
рынках Республики Беларусь
по производству ткани
кордной и нити вискозной;
Гомельской области -- по
водоснабжению коммунально-
бытовых предприятий
Планируемые сроки
разгосударствления
и приватизации: IV квартал 2002г. IV квартал 2002г.
разгосударствления
и приватизации: IV квартал 2002г. IV квартал 2002г.
Предполагаемый способ
разгосударствления
и приватизации: Создание ОАО Создание ОАО
разгосударствления
и приватизации: Создание ОАО Создание ОАО
Орган, осуществляющий Гомельский областной Фонд "Гроднооблимущество",
разгосударствление и комитет по управлению 230651, г.Гродно, ул.Ожешко, 3
приватизацию данного государственным имуществом
объекта, и его и приватизации, 246050,
местонахождение: г.Гомель, пр.Ленина, 3
разгосударствление и комитет по управлению 230651, г.Гродно, ул.Ожешко, 3
приватизацию данного государственным имуществом
объекта, и его и приватизации, 246050,
местонахождение: г.Гомель, пр.Ленина, 3
Численность
работающих, чел.: 9980 289
работающих, чел.: 9980 289
Сроки предъявления
претензий: Месяц со дня опубликования Месяц со дня опубликования
претензий: Месяц со дня опубликования Месяц со дня опубликования
Предполагаемая
величина уставного
фонда создаваемого
ОАО (начальная
цена продажи), руб.: 144 527 097 000 969 698 400
величина уставного
фонда создаваемого
ОАО (начальная
цена продажи), руб.: 144 527 097 000 969 698 400
Стоимость основных
фондов -- всего,
руб.: 160 194 684 420 807 665 061
фондов -- всего,
руб.: 160 194 684 420 807 665 061
Площадь земельного
участка, занимаемого
объектом, га: 1 652,2 0,41
участка, занимаемого
объектом, га: 1 652,2 0,41
Наличие принадлежащих
предприятию долей
(паев, акций) в активах
других предприятий, руб.: 13 193 004 --
предприятию долей
(паев, акций) в активах
других предприятий, руб.: 13 193 004 --
Объекты интеллектуальной
собственности в составе
нематериальных активов, руб.: -- --
собственности в составе
нематериальных активов, руб.: -- --
Финансовое Балансовая прибыль 597 234 000 413 459 306
состояние ------------------
объекта, Задол- кредиторская:12 938 451 000 404 544 331
руб.: женность: дебиторская: 2 597 412 000 31 374 315
состояние ------------------
объекта, Задол- кредиторская:12 938 451 000 404 544 331
руб.: женность: дебиторская: 2 597 412 000 31 374 315
============================================================
Информация предоставлена Министерством экономики Республики Беларусь