$

2.1028 руб.

2.4584 руб.

Р (100)

3.1371 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проекты

Слишком тесные рамки

25.05.2010

Завтра депутатам Палаты представителей предстоит рассмотреть во втором чтении проект закона «О поддержке малого и среднего предпринимательства». Этот вопрос включен в повестку дня сессии, над документом долго работала профильная парламентская комиссия. Однако в минувшую пятницу в ходе выездного семинара, проходившего в Барановичах, некоторые депутаты высказали сомнение в необходимости принимать законопроект в нынешнем виде.

Процесс рассмотрения этого нормативного правового акта явно затянулся. Он внесен Совмином в Палату представителей еще в июне 2005 г., после чего неоднократно обсуждался и дорабатывался, в т.ч. с участием корпоративных союзов, и был принят в первом чтении осенью прошлого года. «ЭГ» постоянно следила за судьбой документа и информировала своих читателей о всех корректировках.

Семинар в Барановичах посвящался поддержке и развитию малого и среднего бизнеса и естественно многие выступающие, прежде всего депутаты, анализировали нормы законопроекта, а представители предпринимательских кругов связывали с ним надежды на смягчение условий хозяйствования.

Председатель Совета по развитию предпринимательства в Республике Беларусь глава Белстата Владимир Зиновский отметил, что либерализация условий экономической деятельности привела к существенному количественному росту субъектов малого бизнеса. Однако его вклад в экономику страны изменяется очень медленно. На малые предприятия по-прежнему приходится около 11% ВВП (а без учета государственных МП — 9% ВВП), менее 20% численности работников, что крайне недостаточно по сравнению с другими странами.

В числе характерных черт малого предпринимательства Беларуси докладчик назвал его сосредоточение преимущественно в сфере мелкой торговли и слабое развитие в реальном секторе экономики, низкий уровень интеграции в систему кооперационных производственных отношений.

Большие надежды на превращение малого бизнеса в действенный фактор структурной перестройки экономики и повышение его эффективности возлагались на проект закона «О поддержке малого и среднего предпринимательства». Однако его обсуждение на одном из заседаний Совета с участием предпринимательских союзов показало, что проект имеет в основном рамочный характер и содержит недостаточно конкретные формы и механизмы стимулирования предпринимательства.

«Конечно же, предпринимателю хотелось бы открыть закон и найти в нем ответы на все вопросы о том, как ему зарегистрировать и дальше развивать свой бизнес, — рассуждал В.Зиновский. — Но по ряду моментов он не совсем такой получился».

В ходе заседания с участием представителей Минэкономики обсуждались два варианта: о необходимости либо глубинной переработки, либо отзыва из парламента этого законопроекта как не совсем отвечающего требованиям сегодняшнего дня.

Однако окончательная редакция законопроекта, подчеркнул глава Совета, — это достаточно большой шаг вперед по сравнению с предыдущим вариантом, принимать его надо и в дальнейшем совершенствовать.

Виктор Гуминский, председатель Комиссии по национальной безопасности, отметил, что депутаты порой «становятся заложниками того, что нам вносит правительство», имея в виду качество подготовки нормативных правовых актов, которые поступают в парламент. Законопроекты готовят чиновники, которые иногда плохо знают ситуацию на местах. И этот документ также не отвечает духу времени, он не соответствует одному из 5 требований, которые выдвинул глава государства в послании парламенту и белорусскому народу, считает В.Гуминский, поэтому «надо подумать, прежде чем голосовать за законопроект».

Председатель Комиссии по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту, связи и предпринимательству Сергей Семашко поддерживает идею принятия законопроекта во втором чтении. Отвечая на вопрос «ЭГ», он подчеркнул, что, на его взгляд, документ носит не декларативный, а рамочный характер и определяет рамки, в которых правительство должно действовать в области поддержки МСП.

По его мнению, важно, что проект формулирует основные направления госполитики в данной области, определяет критерии отнесения субъектов хозяйствования к МСП. Субъекты малого предпринимательства могут рассчитывать на получение господдержки, для них могут быть предусмотрены особые режимы налогообложения, упрощены требования к ведению бухучета и составлению статотчетности. Дается гарантия для их участия в процедурах госзакупок. Депутат подчеркнул, что в проекте определены роль общественных объединений, советов по развитию предпринимательства и многие другие важные вопросы.

Анна ФЕДОРОВА