Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №29(2723) от 16.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2754
EUR:
3.4819
RUB:
3.4846
Золото:
246.86
Серебро:
2.99
Платина:
102.46
Палладий:
108.04
Назад
Резонанс
27.01.2004 8 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Следствие ведут депутаты

Зачем цивилизованной стране парламент, знают теперь даже школьники. Спросишь у них: "Дети, что делают депутаты?", а они ответят: "Представляют интересы граждан". Спросишь: "А как они это делают?", и скажут умные школьники: "Законы принимают"...

Зачем цивилизованной стране парламент, знают теперь даже школьники. Спросишь у них: "Дети, что делают депутаты?", а они ответят: "Представляют интересы граждан". Спросишь: "А как они это делают?", и скажут умные школьники: "Законы принимают". Уточнить еще могут, что исполняют эти законы уже совсем другие люди, например правительство, облисполкомы и др. Их и называют "исполнительная власть". Это все ясно и понятно. Немного проблематичнее другое -- контроль пишущих законы над исполняющими.

Парламенты в зарубежных странах контролируют действия должностных лиц главным образом путем создания комиссий по расследованию. Например, сейчас британская палата общин расследует причины самоубийства Дэвида Келли. И давать показания приходится даже таким чиновникам, как министр обороны Великобритании Джеффри Хун.

Совсем свежий пример -- скандальная ситуация вокруг президента Литвы Роландаса Паксаса. Парламентская комиссия, созданная для расследования вопроса, большинство заседаний проводила открыто и вынесла решение начать процедуру импичмента главе государства. Вполне возможно, что он повторит политическую судьбу Ричарда Никсона, вынужденного после долгих разбирательств уйти в отставку. Подобная участь постигла в свое время премьер-министров правительств в Японии и Италии.

Российская Госдума тоже озабочена проблемой. 7 октября 2003г. она приняла в первом чтении федеральный закон "О парламентских расследованиях Федерального собрания РФ".

Закон предполагает право обеих палат парламента проводить независимые расследования. В список ситуаций, подлежащих расследованию, входят: территориальные споры субъектов Федерации, нарушения прав и свобод в период действия чрезвычайного положения, нарушения в процессе подготовки и проведения федеральных и региональных выборов, необоснованное использование вооруженных сил за пределами и внутри России, аварии и катастрофы, повлекшие большие человеческие жертвы, а также конфликты, имеющие общественную значимость.

Федеральное собрание сможет расследовать действия членов правительства, работников Центробанка, генерального прокурора, главы и членов Центризбиркома, сотрудников Счетной палаты и других должностных лиц. Комиссия по расследованию может включать от 5 до 15 депутатов и получит право направлять запросы в различные учреждения, проводить проверки и вызывать свидетелей для дачи показаний.

Она будет созываться по инициативе не менее 20% членов одной из палат. Полномочия комиссии не будут распространяться только на президента РФ. Все остальные должностные лица сразу после принятия закона будут обязаны отвечать за свою деятельность перед парламентом.

О необходимости создания института парламентских расследований российские депутаты говорили еще три года назад во время трагедии с подводной лодкой "Курск". Тогда все попытки парламентариев получить информацию о ходе следствия закончились ничем: генпрокуратура отказала депутатам в изучении материалов. Затем то же самое произошло с материалами расследования захвата мюзикла "Норд-Ост". Последней каплей стало убийство депутата Сергея Юшенкова, после чего Госдума решила вплотную заняться законопроектом о парламентских расследованиях.

Что касается Беларуси, то подобного законопроекта у нас нет. Однако очевидно, что отсутствие институционального контроля за деятельностью исполнительной власти со стороны власти законодательной наносит значительный ущерб развитию демократических начал нашего государства. Как отмечали в разговоре с корреспондентом "НЭГ" депутаты, наш парламент по Конституции может осуществлять контроль над исполнительной властью только с помощью так называемых депутатских запросов. Раз в месяц проходят пленарные заседания, на которых премьер, его заместители, министры отвечают на вопросы депутатов и членов Совета Республики. Но этого явно недостаточно.

Законодательное установление института парламентских расследований позволит создать правовую базу для более эффективной деятельности комиссий по расследованию чрезвычайных событий, наносящих ущерб национальной безопасности страны. Именно в рамках парламентского расследования возможно установить те или иные факты значимых для государства явлений и причастность к ним должностных лиц. К слову, вопросов у белорусских парламентариев накопилось множество. Больше всего депутатов интересует то, как исполняется государственный бюджет, поскольку контролировать его постоянные корректировки возможности у них нет. Не отказались бы народные избранники наконец-то узнать, куда пропали известные политические деятели и почему многие законы дают на практике совершенно иные результаты, чем те, которые ожидались.

По словам депутата Палаты представителей Ивана Пашкевича, здесь ни в коем случае не идет речь о подмене Госконтроля, прокуратуры и других органов или об уменьшении их полномочий. "Просто иногда работа таких временных комиссий способна снять напряжение в обществе, поскольку позволяет дать независимую оценку тех или иных фактов и событий", -- говорит И. Пашкевич.

-----------------------------
От редакции

Само по себе становление парламента еще не гарантирует полноценного взаимодействия всех ветвей власти. Именно поэтому парламентские расследования иногда называют орудием быстрого реагирования на действия высокопоставленных должностных лиц. Вот и приходилось Биллу Клинтону давать в конгрессе показания, а Блэру и Бушу -- отвечать перед своими парламентами за войну в Ираке.

В ФРГ, классической парламентской республике, следственный комитет при бундестаге вправе собирать доказательства на основе предписаний об уголовном процессе, а суды и исполнительная власть обязаны оказывать ему правовую и ведомственную помощь. Известно, что Гельмут Колль, чей рейтинг практически не колебался в течение более чем 16 лет, был вынужден подать в отставку, после того как следственный комитет выявил связанные с ним факты коррупции.

В США, классической президентской республике, основанной на последовательной реализации принципа разделения властей и системы "сдержек и противовесов", комитеты конгресса наделены рядом контрольных полномочий, в том числе и в сфере расследований. Они имеют право истребовать необходимые документы и материалы, вызывать повестками на слушания любое лицо, включая президента, для допроса в качестве свидетелей. Затем они передают собранную информацию в палату конгресса, которая может направить дело в суд, уменьшить в виде санкции бюджетные ассигнования соответствующему ведомству, осуществить процедуру импичмента.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений