$

2.0989 руб.

2.4052 руб.

Р (100)

3.1982 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Бизнес-союзы

Слагаемые конкурентоспособности: вычесть барьеры и поделить риски©

11.12.2015

На очередном пленарном заседании Совета по развитию предпринимательства участникам удалось лишь поделиться своими проблемами, большинство которых возникает из-за пробелов в законодательстве и неэффективности диалога бизнеса и власти. В этот раз на вполне конкретные предложения делового сообщества тоже не прозвучало столь же ясного ответа. Делать выводы и принимать реальные меры власти намерены как-нибудь потом.

О том, что положение дел в частном бизнесе тяжелое, председатель Совета по развитию предпринимательства Петр Прокопович наслышан. Помимо других показателей о серьезности ситуации свидетельствует и то, что в этом году впервые снижается число малых и средних предприятий: например, в Минской области – на 5%, в Витебской – на 8%. П.Прокопович полагает, что данное явление временное – тем более что в целом доля этого сегмента в ВВП сохраняется. В то же время председатель Совета предложил обсудить, что можно сделать на микро- и макроуровне, чтобы покончить с негативными явлениями в экономике.

Осталось несколько шагов

Деловое сообщество готово к такому диалогу. Председатель Белорусского союза предпринимателей (БСП) Александр Калинин представил концепцию «8 шагов навстречу бизнесу», составленную на основе опросов членов деловых союзов. Главную проблему предприниматели видят в нехватке финансовых ресурсов и слабой защите прав собственности. Ее производная – рост неплатежей. Проблемные долги в республике с начала года выросли почти на 60%. Пополнить оборотные средства за счет кредитов предприятия не могут из-за их дороговизны, а усугубляет ситуацию налоговая система. Если она могла считаться приемлемой во времена динамичного роста экономики, то сейчас перестала отвечать требованиям момента и нуждается в корректировке, полагает А.Калинин.

В частности, БСП предлагает вернуть в Налоговый кодекс возможность учета выручки «по оплате», чтобы избавить субъекты хозяйствования от уплаты налогов с фактически не полученных доходов, которая лишает их оборотных средств. Один этот шаг способен оздоровить финансовое положение предприятий.

Затем бизнес-союзы призывают ограничить право местных советов применять повышающие коэффициенты по налогу на недвижимость. Их нынешний уровень (в 2,5 раза) устанавливался без учета мнения делового сообщества, которое считает такой порог запретительно высоким для любых прямых инвестиций. Кроме того, предприниматели требуют провести дедолларизацию налоговой базы земельного налога, переведя определение кадастровой стоимости в национальную валюту. При нынешней оценке, учитывая, что инфляция в этом году составляет 12%, а девальвация – около 60%, на следующий год можно ожидать роста этого налога в 1,6 раза.

Не менее болезненная тема – отчисления в ФСЗН. «Предлагаем уменьшить ставки отчислений в ФСЗН за счет включения в доходную часть ФСЗН доходов от использования госсобственности, созданной трудом нынешних пенсионеров, – сказал А.Калинин. – У нас получается, что нынешнее поколение «кормит пенсионеров. Но при этом мы чемпионы по инфляции, у нас не работает накопительная система, а с учетом деноминации в следующем году у нас коэффициент к советскому рублю – 100 млрд».

Между тем Беларусь – единственная страна в Восточной и Центральной Европе, не проводившая приватизацию. Поэтому совершенно нормально рассмотреть вопрос: почему в доходную часть ФСЗН не включаются доходы от использования госпредприятий, построенных в советский период, в т.ч. Беларуськалия, БМЗ? Почему предприятия должны платить эти 34–35% за счет своих текущих затрат, что подрывает их конкурентоспособность и вымывает оборотные средства?

Бизнес-союзы в очередной раз напомнили о необходимости снижения тарифов на электроэнергию, отмены повышающих коэффициентов на нее и сокращении перекрестного субсидирования. При этом речь идет о субсидировании не только населения, но и предприятий госсектора, бюджетных организаций. Припомнили бизнесмены и о существовании таких тарифов, как 50 центов за электронагрев и т.д., которые давно пора отменить.

Солидный блок претензий собрали предприниматели для Нацбанка. Во-первых, они требуют объяснить, как получается, что при 12–14-процентной инфляции ставка рефинансирования, от которой во многом зависит стоимость кредитов, составляет 25%? Во-вторых, предлагается пересмотреть требования по формированию обязательных резервов в банках, чтобы удешевить кредиты и обеспечить возможность их пролонгирования. А.Калинин напомнил, что инструкция о формировании резервов была принята в 2006 г., когда экономика демонстрировала хорошие темпы роста.

Камнем преткновения в отношениях бизнеса и власти остается конфискация. Запретить ее, как и иное изъятие имущества у субъектов предпринимательской деятельности, являющихся его добросовестными приобретателями, обещалось еще 5 лет назад в подп. 2.1 п. 2 Директивы № 4. Однако соответствующие решения так и не были приняты. Теперь именно угроза конфискации заставляет предпринимателей столь болезненно воспринимать действие ряда статей КоАП и Указа от 16.05.2014 № 222 «О регулировании предпринимательской деятельности и реализации товаров индивидуальными предпринимателями и иными физическими лицами». «Так, предприниматели, получающие в России документы, привозят их, добросовестно платят НДС, и к ним не должно быть вопросов, – пояснил А.Калинин. – Но на практике в результате проверок возникают инциденты: налоговики пишут запросы российским коллегам, те выходят на контрагента, который может заявить, что ничего в Беларусь не продавал, чтобы не признаваться в сокрытии выручки. В итоге «крайним» оказывается белорусский предприниматель – он несет ответственность вплоть до конфискации товара». Лидер БСП предложил Совету по развитию предпринимательства обратиться в Верховный Суд, чтобы разъяснить, какая судебная практика складывается в подобных случаях и кто является добросовестным приобретателем.

Методы налоговой разгрузки

Субъектам хозяйствования и государству следует принимать неотложные меры по повышению финансовой устойчивости и ценовой конкурентоспособности экономики, считает почетный председатель Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей им. Кунявского Георгий Бадей. Он представил Совету подробный перечень таких мер, составленный по итогам опроса белорусских субъектов хозяйствования. Здесь также предлагается решать проблему ухудшения финансового состояния предприятий путем смягчения фискального пресса – от отмены метода начисления до введения «налоговых каникул». При этом Г.Бадей призвал не копировать слепо и выборочно зарубежный опыт, а исходить из реалий отечественной экономики. Улучшение деловой среды и инвестиционного климата невозможно без стабильного законодательства. Однако в очередной раз в конце года бизнес не видит обещанных нормативных актов, в т.ч. изменений в Налоговый кодекс.

Повысить конкурентоспособность белорусских товаров и предприятий могло бы снижение накладных расходов, порожденных, среди прочего, высокими таможенными платежами, дороговизной кредитов и аренды, а также регуляторными издержками. Если мы хотим поддержать обрабатывающую промышленность, создающую около трети ВВП, имеет смысл распространить на нее хотя бы часть льгот, которые имеет ПВТ, считает Г.Бадей, например, «обнулить» таможенные пошлины на ввозимые сырье и материалы.

Жесткая денежно-кредитная политика должна дополняться снижением неэффективных госрасходов. Однако вместо этого государство порой ведет себя просто расточительно. Например, в прошлом году Мингорисполком по поручению правительства потратил 1 млн. USD на покупку акций ОАО «Луч», немалые средства ушли на выкуп акций ОАО «Элема» и других предприятий. Волна подобных операций прошла по всей стране – так, могилевский исполком покупал акции «Беларусьрезинотехники». Зачем понадобилось за казенный счет осуществлять инвестиции, которые будут окупаться около 100 лет? Сам факт таких сделок говорит о том, что в госбюджете имеются лишние деньги. И тогда есть все основания снижать налоговую нагрузку, уверены в БСПН.

Как техрегламент

в колеса вставили

Из-за того, что технические регламенты ТС не проходят независимую экспертизу на национальном уровне и, как правило, бизнес мало что о них знает, участники рынка видят проблему тогда, когда она становится фактом, заявил заместитель председателя Белорусской научно-промышленной ассоциации Сергей Варивода. Например, из-за техрегламента ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств» с 1 января может остановиться техническое обслуживание автомобилей. Причиной является дискриминационная норма ч. 4 п. 25 этого документа, согласно которой получить сертификат соответствия может только один заявитель. Таковым по определению является резидент РФ. В результате национальные дилеры лишаются права продавать запчасти и автомобили. С.Варивода призвал Совет обратиться в Евразийскую экономическую комиссию, чтобы исключить из техрегламента ТС 018/2011 эту норму как противоречащую  Договору о ЕАЭС и нарушающую принцип равноправия субъектов хозяйствования в Евразийском союзе.

В придачу в следующем году вводится сертификация ввозимых, в т.ч. физическими лицами для личного использования, единичных транспортных средств, т.е. всякий желающий ввезти автомобиль будет обязан проходить процедуру сертификации. Эту норму также надо просить ЕЭК исключить.

Если сегодня на национальном уровне подлежат сертификации 12 типов автокомпонентов, то с 1 января 2016 г. согласно техрегламенту ТС 018/2011 – уже 118. При этом некоторые позиции, включенные в список (подкрылки, брызговики, сетки крепления в багажнике), никак не влияют на безопасность дорожного движения. Представители Казахстана добились для своей страны сокращения сертифицируемых автокомпонентов почти втрое, а вот наши чиновники беспокоиться по этому поводу не сочли необходимым. Множество вопросов вызывает и процедура сертификации. По техрегламенту ее можно проводить только в аккредитованных на союзном уровне лабораториях. Но их в Беларуси до сих пор нет. Получается, что отечественным предпринимателям придется ездить за сертификатами в Россию – если Госстандарт не добьется возможности использования протоколов испытаний национальных лабораторий или иного приемлемого решения.

С.Варивода напомнил, что на складах белорусских предприятий остается большое количество запчастей, на которые сертификаты соответствия не получены. Если вопрос с их реализацией не решить, то легально ремонтировать и проводить техобслуживание автомобилей с 1 января будет невозможно. Эта проблема лежит в сфере компетенции сразу нескольких ведомств, включая Госстандарт, Минторг, КГК, у которых остается менее 3 недель, чтобы определить порядок использования запчастей в новом году.

* * *

В то, что эти предложения будут услышаны в коридорах власти, сами предприниматели, похоже, не очень верят. Для пущего эффекта председатель президиума Республиканской конфедерации предпринимательства Владимир Карягин предложил договариваться сразу с главой государства в формате «без трансляций», вызвав в зале ехидные улыбки своих коллег. Вести переговоры за закрытыми дверями и принимать келейные решения чиновники умеют куда лучше бизнесменов. Только в результате почему-то всегда учитывается мнение только одной стороны.

Оксана КУЗНЕЦОВА