$

2.1336 руб.

2.4185 руб.

Р (100)

3.1746 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

СЛАДКИЙ КАПКАН ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА

08.04.2011

Поскольку производство сахара в Беларуси давно уже превышает внутренние потребности республики, запланированные на текущую пятилетку излишки придется сбывать за рубеж. Однако условия работы отечественных сахаропроизводителей в Таможенном союзе пока не способствуют широкой экспансии их продукции как внутри ТС, так и за его пределами.

Программа развития сахарной промышленности на 2011–2015 гг., утв. постановлением Совмина от 24.03.2011 № 359, как и прочие принимаемые сейчас отраслевые программы, предусматривает значительное наращивание производственных мощностей сахарных заводов. Основной упор хотят сделать на сахарную свеклу. Мощности по ее переработке запланировано увеличить с нынешних 28 тыс. т в сутки до 49,5 тыс. т, а объемы произведенного из нее сахара — с 420 тыс. т в 2010 г. до 720 тыс. в 2015-м.

Обеспечивать переработчиков сырьем будут за счет интенсификации выращивания сахарной свеклы без увеличения посевных площадей. Предполагается, что совершенствование технологий возделывания позволит повысить среднюю сахаристость корнеплодов с 14,7% до 17%, урожайность — с 412 до 524 ц/га, а выработку сахара с 1 га — более чем до 10 т. Пока, получая лишь 3,5 т, мы здорово отстаем, к примеру, от Франции (12 т), Германии (11 т) и Польши (7,5). Впрочем, если к 2015 г. удастся выйти на запланированные 5,5 млн. т валового сбора сахарной свеклы, нынешних мощностей переработки, даже с учетом модернизации, не хватит. Поэтому для 0,7 млн. т корнеплодов придется строить новый, пятый завод, хотя целесообразность его строительства еще недавно ставилась под сомнение.

Весьма странно выглядит в программе обоснование потребностей в импорте и импортозамещении. Известно, что в 2008– 2010 гг. удельный вес импортного оборудования составлял 21,5–42,2% в общем объеме капитальных затрат. Попытка заменить технику немецких компаний BMA и Putsch, итальянской Babbini, французской Maguin отечественными аналогами была бы невыгодна — иностранное серийное производство заведомо дешевле разовых образцов, которые пришлось бы разрабатывать с нуля. Но основной позицией импорта в отрасли является сахар-сырец тростниковый. В 2010 г. его удельный вес в общем объеме импорта по концерну «Белгоспищепром» составил 42,4%, организациям сахарной промышленности — 81,5%. Средняя цена закупки в 2010 г. — 539,6 USD за 1 т. В 2011–2015 гг. планируется импортировать ежегодно порядка 400 тыс. т сахара-сырца. Кроме того, ввозятся средства защиты растений (в 2010 г. — около 80% от общего объема потребления), семена сахарной свеклы, кокс и известняковый камень (в 2010 г. — 100% общего объема потребления) в связи с невозможностью приобретения отечественных аналогов.

По оценкам концерна «Белгоспищепром», на реконструкцию и модернизацию четырех действующих сахарных заводов потребуется 898,96 млрд. Br. На строительство нового — еще 364 млн. EUR, которые, как ожидается, предоставит инвестор. При этом авторы программы не уточняют, кто это будет, идет ли речь о заемных средствах или прямых иностранных инвестициях. Поэтому декларируемый срок окупаемости 8–9 лет выглядит не слишком убедительно. Надо также учитывать, что конъюнктура мирового сахарного рынка постоянно меняется. Сейчас цены находятся на пике, за которым, вероятно, последует спад. Поэтому нынешние расчеты в любой момент могут быть скорректированы жизнью. О возможном снижении цен, в частности, сигнализирует падение майских фьючерсов на сахар-сырец на Нью-Йоркской товарно-сырьевой бирже NYMEX. Данный тренд поддерживается положительными данными о глобальном производстве сахара, которое, по информации Всемирной продовольственной и сельскохозяйственной организации (ФАО), в 2010 г. выросло на 3,5%, до 156 млн. т.

Риски усугубляются условиями работы в ТС, поскольку механизм тарифного и нетарифного регулирования рынка сахара в основном ориентирован на интересы российских и казахстанских производителей. Так, практика ежегодного установления баланса поставок белорусского сахара в РФ фактически является изъятием из режима свободной торговли между двумя странами. При годовом импорте белого сахара Россией в объеме более 1 млн. т лимит для Беларуси в 2010 г. был определен лишь в 150 тыс. т, а в 2011-м — 200 тыс. В ближайшие 3–4 года россияне планируют полностью закрыть потребности внутреннего рынка и начать отвоевывать ниши в странах СНГ. Баланс поставок — вполне эффективный инструмент, не позволяющий белорусским конкурентам помешать реализации их планов.

Еще один наш партнер по ТС — Казахстан — получил возможность в 2010–2019 гг. беспошлинно ввозить сахар-сырец для переработки на своих сахарных комбинатах, что также может оказаться серьезным барьером на пути белорусских поставок. Тем временем в прошлом году республика произвела 816 тыс. т сахара (тростникового и свекловичного), что примерно на 470 тыс. т больше внутренних потребностей — для этих объемов необходимо искать сбыт за рубежом.

Плавающая ставка ввозных пошлин ТС на тростниковый сахар-сырец, верхний возможный порог которой определен в размере 270 USD/т, стимулирует более широкое использование отечественного свекловичного сырья. По оценкам белорусских производителей, себестоимость свекловичного сахара составляет около 500 USD, что несколько меньше, чем тростникового — если исходить из нынешних закупочных цен. Постановлением Совмина от 20.07.2010 № 1082 цена на кондиционную сахарную свеклу урожая 2010 г., реализуемую для госнужд, установлена в достаточно скромные 99 тыс. Br/т. Если предположить, что либерализация цен коснется и этой сферы, то себестоимость свекловичного сахара может получиться иная. Кроме того, его конкурентоспособность подорвет любое более или менее значительное падение мировых цен на сахар. Дорога в дальнее зарубежье может оказаться закрыта, притом что и в 2010 г., по данным таможенной статистики, на их долю пришлось лишь 4,2% нашего экспорта сахара и кондитерских изделий из него.

На таком фоне сохранение части мощностей, рассчитанных на переработку тростникового сырья, имеет стратегическое значение для отечественной сахарной отрасли. Хотя на эффект от их использования существенно влияют высокие ввозные таможенные пошлины ТС. Поэтому остается надеяться на более широкое использование сахарной свеклы, которое должно сократить импортную составляющую в себестоимости сахара на 120 млн. USD ежегодно.

В то же время в отраслевой программе отсутствует какой-либо анализ рисков. Ведь при неблагоприятном развитии рынка у предприятий могут возникнуть серьезные проблемы с возвратом средств, привлеченных на модернизацию. Особенно если учесть, что к текущей кредиторской задолженности добавятся долги новой пятилетки — согласно программе на банковские кредиты придется 87,7% капитальных вложений. Часть нагрузки берет на себя республиканский бюджет, из средств которого в соответствии с постановлением № 359 сахарным заводам компенсируют часть процентов по кредитам в размере 50% ставки рефинансирования Нацбанка по рублевым и 50% — по валютным. Вот только не пришлось бы белорусским налогоплательщикам покрывать прочие риски программы в виде дополнительных бюджетных ссуд, реструктуризации долгов и иных льгот, необходимых для реализации амбициозных планов.

Алесь ГЕРАСИМЕНКО


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях