$

2.1449 руб.

2.4102 руб.

Р (100)

3.1690 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

Сквозь «сито» прошли не все

17.02.2009

Правительство продолжает искать пути снижения валютных расходов на приобретение за рубежом дорогостоящей продукции. Совмин постановлением от 4.02.2009 № 145 утвердил Перечень импортозамещающих товаров, производимых резидентами свободных экономических зон и поставляемых на внутренний рынок страны. По сравнению с прошлым годом таких товаров будет больше.

Данный Перечень готовится ежегодно — в соответствии с Указом Президента от 9.06.2005 № 262, регулирующим деятельность отечественных СЭЗ. Стоит отметить, что каждый резидент мечтает о том, чтобы его продукция оказалась в правительственном документе. Ведь это, как пояснил «ЭГ» начальник отдела внешнеэкономических связей Администрации СЭЗ «Брест» Андрей Макаревич, позволяет субъектам хозяйствования, зарегистрированным на территориях зон, «поставлять товары на рынок Республики Беларусь на льготных условиях».

В самом деле, Указом № 262 определен специальный правовой режим СЭЗ с привлекательными условиями хозяйствования, что, в общем, и служит «приманкой» для иностранных инвесторов. В частности, в нем говорится, что «организации, являющиеся резидентами СЭЗ Республики Беларусь, уплачивают налог на прибыль по ставке, уменьшенной на 50% от ставки, установленной законодательством». Кроме того, условия специального правового режима предполагают «освобождение от налога на недвижимость по основным средствам (объектам незавершенного строительства), расположенным на территории соответствующих СЭЗ, и транспортным средствам независимо от направления использования указанных основных средств (объектов незавершенного строительства) и транспортных средств». Имеют, как известно, резиденты зон также таможенные льготы.

Однако льготы распространяется на них только при экспорте продукции, в случае ее реализации другим предприятиям СЭЗ, либо когда она попадает в этот правительственный Перечень импортозамещающих товаров, позволяющий поставлять их на внутренний рынок. «В Беларусь, как известно, завозится очень много товаров иностранных производителей, — прокомментировал документ А.Макаревич.- Чтобы этот поток сократить, заменить хотя бы часть его продукцией резидентов зон, и понадобился Перечень».

Обращает на себя внимание увеличение его объема в текущем году. Если в 2008 г. он содержал 290 товарных позиций, то в 2009 г. дополнительно вошло 17 новых, а также был расширен ассортимент по 25 товарным позициям прошлогоднего Перечня.

Кстати, администрации зон принимают непосредственное участие в его подготовке. Как рассказала «ЭГ» замначальника отдела инвестиций и внешнеэкономических связей Администрации СЭЗ «Витебск» Илона Терлецкая, они собирают предложения своих резидентов и подают «наверх». В этом году Перечень пополнился витебскими станками для обработки металлов. «Производит их наше предприятие ИП «ОСТ-Станкопром», — сообщила И.Терлецкая.- У него несколько товарных позиций. Остальные наши резиденты достаточно давно в этом Перечне».

При этом, по словам представителей администраций зон, далеко не все товары могут претендовать на включение в этот список. Критерии оговорены специальной Инструкцией, утвержденной постановлением Минэкономики от 19.07.2005 № 128. Во-первых, товар-претендент должен являться продукцией собственного производства резидента СЭЗ. Во-вторых, его выпуск должен относиться к национальным приоритетам импортозамещения. Например, представлять собой вид топлива, альтернативный импортируемым, быть лекарственным препаратом, продуктом питания, не производимым в нашей стране, новым (или альтернативным импортируемым) видом сырья, материалов, компонентов и оборудования для химической, строительной, машиностроительной, легкой, пищевой и других отраслей экономики, относиться к наукоемкой и высокотехнологичной продукции.

Увы, далеко не всегда соответствие товаров-претендентов этим критериям открывает прямую дорогу резидентам СЭЗ к льготам. Ведь предложения администраций зон в соответствии с указанной выше Инструкцией Минэкономики проходят согласования с облисполкомами, министерствами и ведомствами, правительственной Комиссией по повышению конкурентоспособности экономики.

Например, в СЭЗ «Витебск», судя по товарной номенклатуре, обнародованной постановлением № 145, не повезло резидентам, производящим гербицидные препараты и дезинфекцирующие средства. В Перечне 2009 г. их не оказалось, по словам И.Терлецкой, из-за того, что путь туда химической продукции преградил концерн «Белнефтехим», а лекарственной — концерн «Белбиофарм». Имеются «потери» в нынешнем году, связанные с отклонением преложенной в правительственный документ продукции, и в других СЭЗ.

Это, кстати, в среде хозяйственников — резидентов зон вызывает, мягко говоря, болезненную реакцию. Многие из них считают, что таким методом защищаются ведомственные интересы в ущерб интересам государства. Ведь что означает «вето» со стороны того или иного министерства, концерна? А то, что их подведомственные предприятия, выпуская менее конкурентоспособную продукцию, нежели резиденты СЭЗ, могут не сильно напрягаться в плане ее улучшения. В итоге такое лоббирование как минимум не способствует техническому и технологическому прогрессу страны. А кроме того, из-за «шлагбаума» на внутренний рынок высококачественным товарам резидентов зон ее валютные закрома и дальше будут опустошаться ввиду необходимости продолжения расходов на дорогостоящий импорт.

Михал СТЕЛЬМАК