Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №5 (2502) от 21.01.2022 Смотреть архивы
USD:
2.5734
EUR:
2.9232
RUB:
3.3614
Золото:
151.87
Серебро:
2.01
Платина:
86.6
Палладий:
171.72
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Скупка по номиналу и дешевле

Частичная деприватизация акционерных обществ путем увеличения доли государства в обмен на задолженность предприятий перед бюджетом набирает обороты. Так, увеличен пакет государства в ОАО "Алеся", ОАО "Красносельскстройматериалы", ОАО "Мотовело" и др...
Частичная деприватизация акционерных обществ путем увеличения доли государства в обмен на задолженность предприятий перед бюджетом набирает обороты. Так, увеличен пакет государства в ОАО "Алеся", ОАО "Красносельскстройматериалы", ОАО "Мотовело" и др.

С одной стороны, такая политика ведет к улучшению финансового состояния субъектов, имеющих просроченную задолженность перед бюджетом, увеличивает возможности государственного контроля над деятельностью и особенно - эффективности использования мер господдержки, которые обычно сопровождают реструктуризацию долгов. С другой стороны, в связи с пробелами в законодательстве сохраняется риск того, что меры реструктуризации чиновники трансформируют в агрессивные поглощения обществ государством, вопреки интересам их участников.

В частности, при проведении реструктуризации долгов не предполагается проведение переоценки стоимости долгосрочных финансовых вложений, например, акций, находящихся на балансе, эмитентом которых является иное юрлицо. В этом случае в процессе увеличения доли государства акции оцениваются по балансовой стоимости, вне зависимости от их реальной рыночной стоимости, которая часто в десятки или сотни раз больше. Такой разрыв обусловлен объективными экономическими причинами: инфляцией, ростом прибыли и стоимости активов общества, конъюнктурой рынка и т.д. Когда государство определяет и оценивает свой пакет в обществах в процессе разгосударствления и приватизации, эти факторы учитываются и оценивается рыночная стоимость акций. Однако применение норм документов, предусматривающих в отдельных случаях возможность определения стоимости акций по рыночной цене или хотя бы с учетом стоимости имущества эмитента (Положение об оценки стоимости акций и облигаций, Положение об оценке государственного имущества, Инструкция по оценке рыночной стоимости предприятий), при реструктуризации долгов не требуется. Поэтому государство имеет возможность путем реструктуризации завладеть акциями иных юрлиц, состоящими на балансовом учете у должников, по цене в сотни раз ниже их реальной стоимости.

Именно такая ситуация  может сложиться с ООО "МНПЗ плюс". В соответствии с решением суда с ООО "МНПЗ плюс" в пользу Минфина взыскано 4,7 млн. USD. Данное решение было принято, основываясь на Указе от 2002-12-16 г. № 612 "О денежных средствах юридических лиц в иностранной валюте, заблокированных во Внешэкономбанке СССР по состоянию на 1 января 1992 г.". Если эта задолженность будет реструктуризирована, то доля государства в ООО "МНПЗ плюс" может быть увеличена с нуля до более чем 90%. При этом на балансе общества числятся голосующие акции ОАО "Мозырский НПЗ" - 12-процентный пакет. Их рыночная стоимость исходя из оценки стоимости Мозырского НПЗ более 100 млн. USD, а номинальная - в сотни раз меньше. Так, государство путем зачета задолженности в 4,7 млн. USD фактически завладевает пакетом акций, принадлежащим, в первую очередь, трудовому коллективу ОАО "Мозырский НПЗ", который в 20 раз дороже. Является ли это безвозмездным изъятием государством частной собственности - вопрос риторический.

Проведение реструктуризации долгов требует согласия собрания участников ООО "МНПЗ плюс", в то время как никто из них этой акции не поддерживает. Возможно, для разрешения проблемы государство и ввело "золотую акцию" в ООО "МНПЗ плюс" решением Гомельского облисполкома от 2005-01-24 г. № 36. Однако юристы предприятия указывают на неправомерность таких действий. Введение особого права управления на конкретном предприятии не подпадает под действие Указа от 1.03.2004 г. № 125. Согласно этому документу "золотая акция" вводится в хозяйственных обществах, созданных в процессе разгосударствления и приватизации путем преобразования. Разгосударствление и приватизация при создании ООО "МНПЗ плюс" не происходили, что очевидно и доказуемо.

Решение общегосударственных задач важно и приоритетно. Остается сожалеть, что иногда трактовка и использование инструментов решения от избытка усердия могут выйти за рамки правового поля. И ущерб от подобных действий в долгосрочной перспективе будет  побольше, чем сиюминутная выгода от изъятия частной собственности.