$

2.1226 руб.

2.4814 руб.

Р (100)

3.1356 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

СКРОМНОСТЬ УКРАШАЕТ ВВП©

05.12.2014

больше, чем нереальный рост

Окончательные параметры прогноза социально-экономического развития и Основных направлений денежно-кредитной политики на 2015 год, утвержденные указами Президента от 1.12.2014 №№ 550 и 551, содержат весьма скромные показатели. По-видимому, власти смирились с отсутствием предпосылок роста отечественной экономики и благосостояния населения, но не перестают надеяться, что стабильность удастся сохранить.

Итак, согласно Указу № 550 в следующем году ВВП вырастет на символические 0,2–0,7%. При этом валовая добавленная стоимость в промышленности должна увеличиться на 0,4–0,8%, в сельском и лесном хозяйстве — на 1,2–1,4%, в сфере услуг — на 1,6–2%. Экспорт товаров и услуг снизится на 3,6–4% по сравнению с 2014 г., а без учета нефти и нефтепродуктов возрастет на 0,3%. Отрицательное сальдо внешней торговли составит 3,3–3,5% к ВВП. Нацбанку и Совмину предписано принять необходимые меры по ограничению в 2015 г. прироста потребительских цен на уровне не более 12%. Производительность труда должна вырасти на 1,5–2%, реальные располагаемые денежные доходы населения — на 1,1–1,5%, энергоемкость ВВП снизится не менее чем на 0,5%, рентабельность продаж в промышленности составит 7–7,5%, а ввод жилья с господдержкой — 2,5 млн. м2.

Данные показатели установлены исходя из прогнозируемой среднегодовой цены на нефть в 2015 г. на уровне 83 USD за баррель и курса российского рубля 43 RUB/Br. Между тем в день официального опубликования обоих указов январские фьючерсы на Brent в Лондоне стоили около 71 USD/барр., а доллар на ММВБ превысил в среду 54 USD/RUB. По-видимому, это далеко не предел: аналитики Bloomberg прогнозируют в следующем году падение цен на нефть до 40 USD/барр., а Минэкономики РФ откровенно признает неизбежность рецессии в российской экономике (снижение ВВП на 0,8%), что будет сопровождаться оттоком капитала (50–90 млрд. USD), да и то, если во второй половине 2015 г. цена нефти вернется к уровню 85–95 USD/барр. В любом случае ожидается спад потребления и инвестиций, рост инфляции (7,5%) и дальнейшая девальвация рубля. Потери бюджета России из-за падения ВВП в следующем году составят от 50 до 90 млрд. RUB, а реальные зарплаты населения сократятся на 3,9%. Это, в свою очередь, способно существенно скорректировать производственные планы и программы экспорта белорусских предприятий, ориентированных на российский рынок, — и вряд ли в сторону увеличения.

Заметим, что в отличие от прошлых лет в Указе № 550 не определен прогноз привлечения иностранных инвестиций — ни на чистой основе, ни в каком-либо ином формате. Видимо, этот систематически не выполняемый параметр более не актуален. Впрочем, и с исполнением остальных в нынешней пятилетке тоже дела обстояли не лучшим образом (см. таблицу на с. 4).

ИМПОРТ российских проблем неизбежно отразится на белорусской финансовой системе. Но способов свернуть с наезженной колеи новая кредитно-денежная политика не предлагает. В соответствии с Указом № 551 международные резервные активы в определении МВФ сохранятся на уровне 1 января 2015 г., среднегодовая ставка рефинансирования составит 15–16% годовых — с учетом замедления инфляции до запланированного уровня. Если его удастся не преступить, то ставка рефинансирования останется положительной. Декларируется, что она будет играть ключевую роль в формировании стоимости ресурсов на денежном рынке и поддерживаться на уровне, необходимом для достижения ценовой стабильности в экономике. К сожалению, единственным гарантом выполнения прогноза по инфляции является административный ресурс, а вот угроз для очередного витка цен сколько угодно — от девальвационных ожиданий до засилья в экономике монополий, особенно «естественных».

Обеспечение привлекательности и сохранности сбережений в белорусских рублях будет осуществляться путем превышения их доходности над доходностью сбережений в иностранной валюте. Иными словами, обещается и далее удерживать средства населения на депозитах ставками настолько высокими, чтобы «перешибить» обесценение рублевых вложений из-за инфляции и девальвации, какими бы они ни оказались в течение года. Следовательно, в новом году деньги в республике по-прежнему будут дорогими. Сохранятся рыночные условия рефинансирования банков с использованием стандартных инструментов регулирования ликвидности, а требования банков и ОАО «Банк развития Республики Беларусь» к экономике вырастут на 12–14% против 16–19%, запланированных в текущем году, причем без упоминания Банка развития. Это наводит на мысль, что власти намерены сдерживать кредитную экспансию, окончательно смирившись с тем, что ради обуздания инфляции придется пока пожертвовать ростом. Однако далее в документе указано, что кредитование государственных проектов будет осуществляться в соответствии с принятым правительством решением о финансировании госпрограмм и мероприятий в 2015 г. с учетом возможностей бюджета страны по компенсации процентных расходов. Так что избирательное льготное кредитование сохранится — если в казне будут деньги. Заодно планируется развивать небанковский сегмент финансового рынка, в т.ч. лизинг, микрофинансирование, страховые услуги, внебиржевые финансовые инструменты. Заодно запланировано обеспечивать формирование финансового рынка путем совершенствования его инструментов, механизмов и инфраструктуры — при тесном взаимодействии госорганов и участников рынка. При этом «заиграться» никому не дадут: не случайно в Указе № 551 подчеркнуто, что продолжится контроль за своевременным возвратом валютной выручки в страну.

ТРАДИЦИОННО в Основных направлениях объявлено о проведении курсовой политики, направленной на сглаживание резких колебаний обменного курса белорусского рубля. Правда, в 2015 г. его динамика будет формироваться под воздействием фундаментальных макроэкономических факторов, тогда как в текущем году ее обещалось формировать исходя из спроса и предложения иностранной валюты. Не уточняется в Указе № 551 и режим проведения валютных интервенций для сглаживания резких колебаний курса, что, впрочем, не исключает использования этого инструмента.

Не оставил регулятор и планов тотального обезналичивания расчетов по розничным платежам, расширения сферы использования банковских платежных карточек и электронных денег. Обещается, что в новом году будет обеспечено эффективное, надежное и безопасное функционирование платежной системы за счет совершенствования нормативной правовой базы в этой сфере, ценовой политики на расчетные услуги и развития электронного документооборота. Таким образом, спор из-за тарифов, которые Нацбанк пытался ввести постановлением № 559, имеет шансы на второй раунд.

Если в текущем году одной из основных задач развития банковской системы называлось формирование условий для внедрения новых банковских технологий, повышения стандартов и качества банковских услуг и улучшения корпоративного управления в банках, ориентация на использование лучшей мировой практики, в т.ч. поэтапное внедрение новых международных стандартов капитала и ликвидности Базель III. В Указе № 551 эти вопросы не упоминаются, хотя соблюдение нормативов для некоторых отечественных банков по-прежнему проблематично. Зато особое внимание в 2015 году будет уделено вопросам, связанным с функционированием Евразийского экономического союза, развитием договорно-правовой базы и гармонизацией законодательств в финансовой и валютной сферах. Продолжится работа по развитию сотрудничества и расширению взаимовыгодных связей между банковскими системами Беларуси и России в рамках Союзного государства. будем надеяться, что выгоду мы не упустим. Между тем председатель наблюдательного совета ВТБ Сергей Дубинин на форуме Адама Смита в Лондоне заявил, что падение цен на нефть, свободное плавание рубля и высокие процентные ставки – «плохая комбинация» для экономики РФ. По его мнению, «стабилизация произойдет, но, к несчастью для российской банковской системы, скорее всего на неблагоприятном для нее уровне». Устроит ли нас такая планка?

Леонид ФРИДКИН


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях