Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Факты, комментарии
22.09.2009 12 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Скромность не украшает инвестиции

Конференция ООН по торговле и развитию (UNCТAD) опубликовала 17 сентября очередной доклад о мировых инвестициях 2009 г. «Транснациональные корпорации, сельскохозяйственное производство и развитие» с анализом тенденций в&...

Конференция ООН по торговле и развитию (UNCТAD) опубликовала 17 сентября очередной доклад о мировых инвестициях 2009 г. «Транснациональные корпорации, сельскохозяйственное производство и развитие» с анализом тенденций в сфере международного движения капитала. 18 сентября в Минске состоялась презентация доклада.

В нем констатируется, что в условиях обострения финансово-экономического кризиса глобальные показатели притока прямых иностранных инвестиций (ПИИ) упали с рекордно высокого исторического уровня 1 979 млрд. USD в 2007 г. до 1 697 млрд. USD в 2008-м, т. е. на 14%. Падение продолжилось и в 2009 г. Предварительные данные по 96 странам свидетельствуют о том, что в I квартале 2009 г. приток инвестиций сократился против того же периода 2008 г. еще на 44%. По мнению UNCTAD, в текущем году объем мировых ПИИ не превысит 1,2 трлн. USD. В 2010 г. ожидается медленное оживление — до 1,4 трлн. USD, а в 2011 г. — восстановление примерно до 1,8 трлн. USD. Кризис изменил инвестиционный «ландшафт»: доля развивающихся стран и стран с переходной экономикой в глобальных потоках ПИИ в 2008 г. достигла 43%. При этом приток ПИИ в развитые страны сократился на 29%, но UNCTAD ожидает, что эта тенденция затронет все регионы.

Если в 2008 г. ПИИ в страны Юго-Восточной Европы и СНГ составили рекордные 114 млрд. USD — на 26% больше, чем годом ранее, то в I квартале 2009 г. их приток в регионе сократился по отношению к тому же периоду 2008 г. на 46%. Впрочем, ввоз инвестиций в СНГ и ранее концентрировался в небольшой группе стран. Так, на РФ (энергетика, автомобилестроение и недвижимость), Украину (банковский сектор и металлургия), Казахстан (нефте- и газодобыча) в прошлом году приходилось 84% общего объема. Однако из-за мирового кризиса, падения цен на сырьевые товары и практически полного исчерпания возможностей для широкомасштабной приватизации в краткосрочной перспективе авторы доклада ожидают сокращения притока ПИИ в эти страны. Сможем ли мы воспользоваться этим трендом в своих интересах?

Директор РУП «Национальное инвестиционное агентство» Виктор Коваленко уверен, что «Беларусь готова предложить иностранным инвесторам емкий внутренний рынок, удачное географическое расположение, развитую транспортную инфраструктуру, квалифицированную рабочую силу и сильное желание улучшить инвестиционный климат». Этому должно способствовать принятие ряда нормативных документов, включая Декрет № 10 и Указ № 413, которые вступят в силу в середине ноября. С этого момента, по словам В.Коваленко, можно ожидать роста притока зарубежных капиталов.

Впрочем, одного желания получить деньги и появления института инвестиционных агентов, услуги которых должны оплачивать сами же инвесторы, недостаточно. В привлечении ПИИ немаловажную роль играет изменение политического климата в стране, подчеркнул Антониус Брук, представитель ООН/ПРООН в РБ. С этой целью Беларуси необходимо продолжать либерализацию нормативно-правовой базы в отношении ПИИ. Пока для них частично были открыты лишь некоторые отрасли — банковский сектор, розничная торговля, телекоммуникации. В промышленности доля ПИИ весьма скромна.

В известной мере это отражает мировые тенденции. По оценке UNCTAD, кризис болезненно отразился на металлообработке, тогда как для сельского хозяйства, добывающих отраслей, многих секторов услуг и фармацевтической промышленности перспективы для ПИИ более благоприятны. Однако инвестиции в новые проекты в 2009 г. серьезно пострадали. Существенно сократилось число трансграничных слияний и поглощений (M&A). Впрочем, наша страна ими и так не избалована. Белтрансгаз, несколько банков и пивзаводов, два оператора мобильной связи — вот весь наш вклад в мировой процесс трансграничных M&A. В 2007 г. UNCTAD оценила их объем в Беларуси в 2500 млн.USD, в 2008-м — в 16 млн., в январе-июне 2009 г. — ноль. Для сравнения: в Украине объем таких сделок составлял в 2007 г. — 1818 млн. USD, в 2008-м — 5933 млн. и в I полугодии 2009 г. — 158 млн. Между тем именно эта форма инвестиций, полагают авторы доклада, скорее всего, станет движущей силой оживления в будущем.

Наши читатели уже могли обратить внимание на существенное изменение структуры ПИИ в Беларуси (см. «ЭГ» № 63 от 21.08.2009). В докладе также отмечено, что в конце 2008 г. и в 2009 г. значительные сокращения были зарегистрированы по долевым инвестициям, прочим потокам капитала (в т.ч. внутрикорпоративным займам) и реинвестированным прибылям. Долевые инвестиции уменьшились вместе с трансграничными M&A. Падение прибылей зарубежных филиалов привело к уменьшению реинвестированных доходов, в результате чего вывоз ПИИ из развитых стран в I квартале 2009 г. уменьшился на 46%. В некоторых случаях реструктуризация головных компаний привела к погашениям займов, полученных их зарубежными филиалами, и к сокращению чистых внутрикорпоративных потоков капитала.

Между тем в мировой экономике транснациональные корпорации (ТНК) продолжают играть ведущую роль. Сегодня в мире насчитывается около 82 тыс. ТНК, имеющих 810 000 зарубежных филиалов. Их экспорт составляет примерно 1/3 общемирового экспорта товаров и услуг, а число работников достигает 77 млн. Однако это не оградило их от глубокой глобальной рецессии, отмечается в докладе. По предварительным оценкам UNCTAD, темпы интернационализации крупнейших ТНК в 2008 г. существенно замедлились, а их общие прибыли упали на 27%, что отрицательно сказалось на инвестиционных планах. Более половины (58%) ТНК объявили о сокращении своих расходов на ПИИ. К тому же в результате массового государственного вмешательства правительства некоторых развитых стран стали главными или единственными акционерами ряда крупнейших финансовых ТНК. Это серьезно повлияет на ПИИ в финансовой сфере в предстоящие годы, а следовательно, и на планы Беларуси по приватизации ряда крупных банков.

Правда, В.Коваленко намекнул, что некие финансово-промышленные группы рассматривают возможность вложения в Беларусь десятков миллионов долларов. Но что это за группы и каковы условия этих проектов, глава агентства не назвал. Судя по докладу UNCTAD, потенциальных инвесторов порой интересует то, что вряд ли могут предложить белорусы.

Так, российские ТНК осуществляли значительные капвложения (52 млрд.USD в прошлом году) с целью освоения новых рынков сбыта, получения доступа к технологическим инновациям, маркетинговым и управленческим ноу-хау. Беларусь же, напротив, стремится к тотальному импортозамещению и занимает весьма скромное место на инновационной карте мира. Тем не менее мы продолжаем надеяться на масштабные проекты и выполнение планов по привлечению ПИИ.

В 2008 г. и в I полугодии 2009 г. сохранялась общая тенденция большей открытости, включая сокращение барьеров на пути ПИИ и снижение налогов. По данным UNCTAD, в 2008 г. было введено в действие 110 новых мер в сфере ПИИ, в т.ч. 85 — благоприятных. Заключено 59 новых двусторонних инвестиционных договоров, что довело их общее число до 2 676 (среди них — 52 с участием РБ), а также 75 договоров об избежании двойного налогообложения, которых теперь насчитывается 2 805 (в т.ч. 51 — с участием нашей страны). Число других международных соглашений, содержащих инвестиционные положения (главным образом соглашений о свободной торговле), выросло до 273. Параллельно продолжало увеличиваться число споров между инвесторами и государством, и к концу 2008 г. оно достигло 317.

UNCTAD фиксирует, что некоторые страны осуществляют «скрытую» дискриминацию иностранных инвесторов или их продукции, используя пробелы в международных нормах. Это может выражаться в предпочтении, отдаваемом отечественной продукции в госзакупках, фактическом блокировании банковского кредитования зарубежных операций, изъятии капитала по соображениям «национальной безопасности» или перемещении протекционистских барьеров за рамки международных обязательств.

С окончанием спада начнется вывод государственных средств из стратегических отраслей, что стимулирует частные инвестиции, включая ПИИ, говорится в докладе. Не исключено, что это спровоцирует новую волну экономического национализма ради защиты «флагманов индустрии» от поглощения иностранцами. Принимаемые странами меры политики могут вылиться в инвестиционный протекционизм, поскольку они обеспечивают более благоприятные условия для отечественных инвесторов по сравнению с иностранными или возводят барьеры на пути вывоза капитала. На этом фоне стоит задуматься, в чьих интересах будет проводиться приватизация в Беларуси.

В настоящее время ООН/ПРООН оказывает содействие правительству РБ в вопросах вступления в ВТО, а также оценки политических и правовых рамок, формирующих инвестиционный климат страны. Обзор этих процессов будет представлен на инвестиционном форуме в середине ноября. Пока же А.Брук порекомендовал правительству обратить внимание на стратегии долгосрочного развития АПК. Он также считает, что в целях решения мировых проблем продовольственной безопасности Беларусь может увеличить свое сельхозпроизводство. Этой теме в докладе уделено особое место, и мы к ней еще вернемся.

Дарья ЛИТВИНОВА

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений