$

2.0882 руб.

2.4544 руб.

Р (100)

3.1726 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

СКОРЕЕ ЖИВ, ЧЕМ МЕРТВ РЫНОК ГОТОВОГО БИЗНЕСА

16.09.2011

Второй квартал 2011 г. «подогрел» рынок коммерческой недвижимости и готового бизнеса. Основных причин несколько. После многих громких заявлений о приватизации лед все-таки тронулся: активизировался механизм аукционов, с которых было продано несколько предприятий госсектора. Некоторые отечественные предприниматели остались со значительной суммой в белорусских рублях, которую не смогли конвертировать в валюту и решили вложить в основные средства. А кое-кто изначально рассматривал кризис как возможность приобрести какое-либо предприятие «со скидкой». Однако в период специфических возможностей существуют и столь же специфические риски.

О том, как развивалась ситуация на рынке летом, а также об основных рисках покупателя готового бизнеса в Беларуси рассказывает руководитель проекта «Ваша фирма» (Россия) Юрий ЭБЕР.

— Примечательно, что государственные предприятия, которые выставляются на продажу, в основном покупает внутренний инвестор. Проанализировать итоги аукционов несложно: результаты торгов есть в открытом доступе.

Труднее отследить тенденции на рынке предприятий негосударственной формы собственности. Исходя из наших наблюдений летом основные продажи сосредоточились в секторе небольших предприятий стоимостью до 15 тыс. USD. Большинство из них приносит не очень большую прибыль, в пределах 2 млн. Br в месяц. На мой взгляд, такие фирмы не обладают большим потенциалом роста. В лучшем случае это бизнес со скромным стабильным гарантированным доходом. Эти фирмы «сидят» на арендованных площадях. Поэтому владельцы и пытаются с ними расстаться: арендодатели как ставили ценник в евро, так и продолжают ставить, а курс все растет.

В нынешней экономической ситуации появился спрос у внутреннего инвестора и на достаточно крупные предприятия. Если предприятие стопроцентно ориентировано на экспорт, среди инвесторов даже может развернуться борьба за покупку.

Причины, по которым продаются предприятия, в последнее время изменились. Традиционной среди них была «усталость» владельца бизнеса, которому уже за 50, и он хочет отойти от дел. Однако в последние месяцы все чаще владельцы фирм вообще покидают страну и поэтому сворачивают свой бизнес. Об этом в последнее время говорят 30–40% продавцов. И наконец, стремительно вышла на первый план такая причина, как неожиданное изменение условий хозяйствования.

Вот красноречивый пример. В данный момент в Беларуси выставляется на продажу достаточно крупное машиностроительное предприятие, связанное с сельским хозяйством. Более 20 лет оно успешно работало на внутреннем рынке, выигрывая множество тендеров на поставку сельхозоборудования. Однако в этом году традиционные покупатели внутри страны отказались от поставок в связи с нехваткой средств. Владелец решил выставить предприятие на продажу.

Сейчас мы занимаемся поиском внешнего инвестора. Продукция предприятия востребована за рубежом. И предложения уже есть со стороны Украины, Турции и России. Речь о сумме порядка 1,7 млн. USD. В Беларуси я не вижу инвестора, способного изыскать такие средства. В итоге оборудование, которое востребовано и на белорусском рынке, будет продаваться за границу.

— Предприятия каких отраслей чаще выставлялись на продажу летом? И какие из них больше всего интересовали покупателей?

— Стройной шеренгой выставляются на продажу частные мясокомбинаты. Только за последние две недели потенциальным инвесторам предложено 4 из них. Первая причина: сырье по указанию правительства вывозится за границу и до негосударственных предприятий просто не доходит. Вторая причина: продавать готовую продукцию в Беларуси по фиксированной государством цене нерентабельно.

В целом структура предложения в той или иной мере повторяет «проблемные места» нашей экономики. По-прежнему многие владельцы пытаются избавиться от турфирм, строительных организаций.

Если раньше продажи строительных фирм концентрировались в Минской области, то теперь больше стали продавать в регионах. Как правило, это фирмы без активов и оборудования, на арендованных площадях, стоимостью 6–10 тыс. USD. Но спросом такие предприятия сейчас не пользуются.

— А какие пользуются?

— Если говорить о белорусских покупателях, то обычный набор запросов — парикмахерские в сегменте 10–15 тыс. USD, небольшие магазинчики, автомойки.

Зарубежные инвесторы интересуются крупным бизнесом с хорошими активами и значительной экспортной составляющей стоимостью от 10 млн. USD. Повысился интерес к промышленным предприятиям, таким как Бобруйский машиностроительный завод, — крупнейший в СНГ производитель насосов для нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности. Однако обстоятельства, при которых был продан контрольный пакет завода, свидетельствуют: белорусской приватизации недостает прозрачности.

Этим предприятием давно интересовались крупные инвесторы. Однако правительство никому не давало разрешения на сделку. И вдруг в начале августа 57% в уставном капитале завода были проданы без всякого аукциона российской Группе Гидромашсервис. Причем пока инвестор не заплатил ни копейки, а только обозначил, что будет инвестировать все 9,6 млн. USD (стоимость акций) в производство.

— Каковы основные риски при покупке готового бизнеса в настоящий момент? На что стоит обратить особое внимание?

— Белорусские риски, связанные с покупкой бизнеса, нетипичны для мировой практики. Риск номер один — это не рейдерский захват, а… любая валютная составляющая. Если для производственного процесса требуется закупка оборудования, комплектующих, сырья за рубежом, то это и есть главный риск в сегодняшних условиях. Он же важный фактор, снижающий стоимость предприятия. Возможно, продавец попытается его скрыть. В первую очередь, оцените импортозависимость бизнеса, который покупаете.

Второй по значимости риск — вмешательство государства в ценообразование в той сфере, в которой вы работаете. Оно может сделать ваш бизнес попросту нерентабельным. Поэтому ваш следующий шаг после оценки импортозависимости — изучение законодательства по ценообразованию в вашей отрасли.

Третий риск — утечка кадров. Вы покупаете бизнес с уже набранным штатом специалистов. Нет никакой гарантии, что они останутся работать за ту зарплату, которую вы сможете им предложить. Мобильность трудовых ресурсов повысилась, многие специалисты уезжают работать в сопредельные страны. Это специфический риск, раньше на него не обращали внимания, но сейчас он вышел на первый план.

— Характерен ли для Беларуси такой риск, как отягощенность бизнеса долгами, кредитами?

— Скорее нет, потому что это проще всего проверить до покупки. Какие-то мелкие долги могут выявиться, но «катастрофических» случаев я за всю свою практику не встречал.

— Есть ли какая-то специфика в деятельности бизнес-брокера во время экономического кризиса?

— Сейчас самый проблемный момент в нашей деятельности — та стоимость, которую запрашивают за свой бизнес продавцы. В 90% случаев она сильно завышена. К примеру, в Минске до сих пор выставляется на продажу французская пекарня за 120 тыс. EUR. Великолепное оборудование, удобное место расположения, предложением интересовались несколько покупателей. Но… За такие деньги ее никто не купит. За 50 тыс. EUR можно купить новое оборудование, нанять работников и найти рынок сбыта.

Переубеждать продавцов в большинстве случаев бесполезно. Мы просто перестаем с ними работать.

Беседовала

Дарья КОСТЕНКО