$

2.1364 руб.

2.4873 руб.

Р (100)

3.1332 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

СКОЛЬКО СТОИТ ИСПРАВЛЕНИЕ КУРСА

19.07.2011

Увеличение дефицита торгового баланса до 22,6% ВВП в I квартале текущего года и ситуация на валютном рынке заставили правительство искать пути сокращения внутреннего спроса и повышения конкурентоспособности экономики. Однако без глубоких структурных перемен нынешние проблемы не исчезнут, а, наоборот, будут усугубляться с каждым годом или кварталом вне зависимости от состояния глобальной экономики и внешней конъюнктуры. Такое мнение в комментарии «ЭГ» высказал начальник аналитического отдела департамента казначейских операций и финансовых рынков Сбербанка РФ Николай КАЩЕЕВ.

По оценке аналитика, стабилизационную программу белорусского правительства, представленную в ЕАБР, трудно назвать конкретной. Скорее, это — декларация, направленная на снижение роли государства в экономике, не изобилующая конкретными цифрами и детальной проработкой мер и сценариев с последствиями.

«Цель программы, на мой взгляд, сформулирована недостаточно точно и чрезмерно узко: планируемые меры денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики призваны сократить финансовый разрыв и обеспечить макроэкономическую и фискальную сбалансированность в текущем году. На сохранение и укрепление данной сбалансированности, повышение гибкости экономики и ее способности противостоять внешним шокам в среднесрочной перспективе будут проведены структурные преобразования. Однако проблема страны совсем не в этих частностях, и стратегическая задача состоит не в «сохранении и укреплении данной сбалансированности», т.е. достигнутой временно и тактическими методами.

Проблема Беларуси состоит в двух основных аспектах: снижении конкурентоспособности страны и неправильном помещении капитала. Первое проявляется в хроническом, многолетнем дефиците торговых операций. Что бы там ни говорили, этот дефицит означает только одно (если вы не являетесь, конечно, эмитентом мировой валюты, которая сама по себе — особый товар): страна неконкурентоспособна в мировом разделении труда. Более того, начиная с 2007 г. начался спад экспорта продукции на основной рынок сбыта — российский. Произошло это из-за конкуренции со стороны более гибкого и мощного Китая, роста благосостояния в обеих странах, в результате чего белорусская продукция стала относительно дороже, а потребительские предпочтения россиян сместились в сторону более качественных товаров, в т.ч. производимых под иностранными брендами в самой России. Это и есть чистый проигрыш в конкуренции.

С другой стороны, крайне узкий и неликвидный финансовый рынок Беларуси не является эффективным инструментом для притока частного капитала. Привлечение и распределение инвестиций остается в руках государства. Это неизбежно ведет к субъективизму принимаемых решений и неправильному размещению денег. Распределяемые государством ресурсы чаще всего используются неэффективно. Для сравнения в Китае наиболее эффективны именно частные компании, ориентированные на западного потребителя. Здесь инвестиции диктуются спросом на открытых рынках. В Беларуси этот принцип, очевидно, нарушен. В известном смысле, не будучи членом ЕС и не рассчитывая, подобно России, на природную ренту, ваша страна повторяет ошибку государств европейской периферии. Направление слишком больших средств в социальную сферу не приносит конкурентоспособности, а со временем приводит к дисбалансам, за которые приходится платить высокую цену.

Ситуация усугубляется тем, что экономика управляется из единого центра. Соотношение между доходами и ростом производительности труда, направление инвестиций определяются субъективно, правила постоянно меняются и т.п. При этом Беларусь не может существовать вне открытого рынка: спрос внутри страны для имеющихся у нее мощностей недостаточен, а собственных ресурсов для производства у страны нет.

По моему убеждению, конечной целью программы должно стать формирование рыночной экономики открытого типа через изменение самого механизма ее функционирования, ликвидацию явных и скрытых дисбалансов, присущих административно регулируемой системе. Все прочее является производным: снижение субсидирования всех отраслей экономики, снижение доли государства в экономике не только через приватизацию, но и снижение объема госпрограмм, которые отвлекают ресурсы с рынка частных инвестиций, свободное ценообразование и курсообразование и т.п.

Надо понимать, что фиксирование курса рубля в иностранной валюте — это практически такой же способ субсидирования экономики, как и прямые дотации, директивное регулирование зарплат во всей экономике, а не только в секторе госуправления. Все это в конечном итоге ведет к потере конкурентоспособности и неминуемой расплате, в т.ч. в виде девальвации и инфляции.

В ходе приватизации нужно, не повторяя ранних ошибок РФ, обеспечить развитие финансового рынка для облегчения свободного привлечения и размещения капитала на рыночных условиях для всех новых частных субъектов. В XXI веке сделать это значительно проще, чем в 90-х гг. прошлого века: наработаны механизмы, опыт, есть зачатки рыночной финансовой системы и в самой Беларуси. Не должно быть особых привилегий для госпредприятий, т.к. это неизбежно влечет дополнительное давление на бюджет страны. Надо отдавать себе отчет в том, что Россия, обладая огромной природной рентой, может позволить себе больше, чем Беларусь, для которой остается единственный путь — повышение собственной конкурентоспособности. Для этого у нее есть как минимум одно важнейшее условие: молодые и, на мой взгляд, перспективные кадры. Остается проявить ради жизненно необходимой модернизации твердую политическую волю, обеспечить ясные и, главное, неизменные правила игры для всех участников процесса модернизации.

Конечно, без жертв — некоторого снижения уровня жизни и изменения привычного для многих образа жизни — уже не обойтись. Однако следует понимать самим и объяснить людям, для чего это делается. Одна из основных ошибок российских реформаторов — пренебрежение необходимостью диалога с народом с целью разъяснения происходящих непростых перемен. Не стоит ее повторять.

На мой взгляд, стабилизационная программа в большей степени пытается исправить ныне создавшуюся ситуацию. Это лишает ее стратегического смысла и во многом обесценивает те неизбежные жертвы, на которые придется пойти Беларуси в ходе ее исполнения. В документе говорится, что «программа приватизации направлена на привлечение в бюджет дополнительных ресурсов ежегодно на сумму не менее 2,5 млрд. долларов США (индикативный показатель). Изменение структуры экономики по формам собственности повысит эффективность ее функционирования, конкурентоспособность продукции на внешних рынках, расширит возможности привлечения иностранных инвестиций». То есть главное — пополнение бюджета. Вторая цель имеет констатирующий, общий характер и, на мой взгляд, не раскрыта в достаточной мере, хотя ее значение для страны является куда более весомым».

Записала Оксана КУЗНЕЦОВА