$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проблемы и решения

Сколько стоит... цена

16.11.2007

Среди наиболее существенных проблем отечественной бизнес-среды регулирование и регистрация цен занимают весьма важное место. Хотя либерализация цен была формально проведена в Беларуси в 1990-2000 гг., различные меры ценового регулирования сохраняются, а цены не устанавливаются свободно. Рассмотрим отношение руководителей и собственников малых и средних предприятий (МСП) к регулированию цен в Беларуси, а также попробуем выяснить, какова его стоимость для МСП и экономики в целом.

Около 70% опрошенных руководителей МСП считают административную нагрузку в сфере регулирования цен существенной проблемой, сопоставимой с любыми другими значительными барьерами: налогообложение, проверки, штрафы, большой документооборот, лицензирование, получение разрешений. Сложное и строгое ценовое законодательство, высокие штрафы за невыполнение его норм негативно сказываются на деятельности МСП в Беларуси.

Законодательство обязывает

Государственные меры ценового регулирования в нашей стране включают фиксирование цен, установление предельных цен и тарифов, предельных торговых надбавок к ценам, предельных нормативов рентабельности, используемых для определения суммы прибыли, подлежащей включению в регулируемую цену, порядка определения и применения цен и тарифов (калькуляций), декларирования цен. Эти меры относятся к определенным типам предприятий, в зависимости от типа производимой ими продукции, статуса на рынке, формы собственности. Тем не менее многие меры ценового регулирования применяются ко всем типам предприятий, в том числе МСП.

В частности, регулируемые цены (тарифы) применяются к производителям социально значимых товаров, монополиям и на продукцию предприятий с доминирующим положением на рынке. Зачастую в список последних попадают МСП, которые не являются доминирующими в буквальном смысле этого слова. При этом к ним применяются меры ограничения рентабельности, декларирования цен и т. д. Регулирование цен (и рентабельности) при производстве социально значимой продукции ограничивает участие частного сектора и МСП в ее производстве.

Кроме того, цены на продукцию и услуги подлежат регистрации в соответствующих государственных органах. Повышение цен допускается лишь до величины предельного индекса, устанавливаемого правительством. При невозможности соблюдения этого индекса (6-8% в год), субъекты хозяйствования обязаны зарегистрировать новую цену, а также обосновать причину, по которой они не укладываются в отведенные государством пределы. Все предприятия также обязаны составлять калькуляции и предоставлять, в случае необходимости, экономическое обоснование цен.

Нарушение установленного порядка регистрации цен или отсутствие экономических расчетов (калькуляции с расшифровкой статей затрат и расчета отпускных цен на импортируемые товары) влечет наложение штрафа в размере до 30% стоимости реализованных товаров и услуг. При повторном нарушении штраф возрастает.

Все это требует от малых и средних предприятий определенных трудовых, временных и финансовых затрат и, как следствие, ограничивают их конкурентоспособность, затрудняют развитие. Кроме того, жесткое регулирование цен ухудшает бизнес-климат в стране.

С точки зрения регулируемого

Основная цель госрегулирования цен — сдерживание роста общего уровня цен и контроль над инфляцией. Тем не менее, согласно исследованиям ИЦ ИПМ, подобные меры не эффективны. Большинство участников фокус-групп во всех регионах Беларуси утверждали, что если регулирование цен будет снято, цены в стране вряд ли повысятся.

Некоторые руководители МСП ожидают в случае отмены ограничений кратковременного всплеска цен. Однако спустя несколько месяцев после дерегулирования, по их мнению, конкуренция и платежеспособный спрос вернут цены на прежний уровень или даже приведут в некоторых случаях к снижению цен.

Рост цен и показатели инфляции в Беларуси в настоящее время зависят и определяются не предприятиями, а преимущественно государственной политикой, спросом и конкуренцией на рынке. Решающее значение при определении уровня цены, как отмечают МСП, имеет налогообложение (46,8%), цены конкурентов (43,2%), затраты (42,7%), спрос (36,8%), арендная плата (32,9%), оптовые цены поставщиков (32,7%), коммунальные платежи (22%). Законодательство в области регулирования прибыли и уровня цены как фактор, определяющий уровень цен на продукцию МСП, находится лишь на восьмом месте (16,6%).

Кроме того, руководители МСП признают, что в рамках законодательства существуют различные возможности манипуляций для выхода на желаемый для предприятий уровень цен. Тем не менее МСП вынуждены соблюдать меры сложного ценового регулирования и отвлекать на это ресурсы.

Лишь 8,4% из опрошенных ИЦ ИПМ в 2006 г. предпринимателей мало беспокоят ценовые ограничения. Перечень и проблемы ценового регулирования представлены в таблице 1. Заметим, что большинство респондентов озабочены нестабильностью, непредсказуемостью и противоречивостью ценового законодательства. Эти барьеры характеризуют общую законодательную среду ценового регулирования в Беларуси.

Таким образом, барьеры ценового регулирования можно объединить в 5 групп факторов:

1) нормативные требования (регулирование уровня повышения и снижения цен, скидок регистрация новых цен, расчет калькуляций);

2) необходимость работы по госрасценкам, неравные условия по сравнению с госпредприятиями в области возможностей повышения цен, большой документооборот;

3) противоречивость и нестабильность законодательства;

4) регулирование затрат (в т.ч. относимых на себестоимость) и рентабельности, большие затраты времени и сил на расчет и регулирование цен;

5) трудности с получением информации.

Полученные факторы объясняют 79,5% совокупной дисперсии, что свидетельствует об их высокой значимости, а также о том, что проблемы ценового регулирования имеют для предприятий комплексный характер, не сводятся к отдельным частным вопросам ценообразования. Таким образом, громоздкое, непредсказуемое и непрозрачное регулирование цен создает барьеры для развития бизнеса, отвлекая значительные ресурсы МСП.

Цена вопроса

Наиболее сложными процедурами в области ценообразования для предпринимателей являются составление отчетных калькуляций (50,1% респондентов), регистрация новых цен (43,3%), составление плановых калькуляций (38,5%) и т. д. Многочисленные калькуляции и отчеты, а также регистрация новых цен требуют специальных знаний. Более того, эти процедуры отнимают немало времени и средств. Ведь специалистам-ценовикам нужно платить немалую зарплату за их сложный и ответственный труд, где каждое нарушение чревато огромными штрафами. Кроме того, чрезмерное регулирование цен снижает гибкость предприятий, делает их более уязвимыми перед иностранными конкурентами.

Между тем эффект от выполнения норм ценового регулирования крайне низок для определения окончательных цен. Так что регулирование цен, в особенности в отношении МСП, отвлекает их ресурсы на непродуктивные цели. А собственно, сколько ресурсов требуется? Ответ на этот вопрос содержится в таблице 2, составленной по результатам опроса 253 предприятий.

Итак, на среднем МСП 2,75 человека заняты расчетом себестоимости и цен, согласованием и утверждением их в соответствующих государственных структурах. При этом каждый работник затрачивает на это 46 часов в месяц.

В производстве и строительстве, в силу специфики данных отраслей, расчетом цен занимается относительно большее количество работников, чем в целом по экономике. В этих же отраслях, по мнению опрошенных МСП, экономия средств от отмены административного регулирования цен в стране была бы наивысшей. Относительно более крупные МСП также затрачивают в среднем больше времени на выполнение требований ценового регулирования. Следовательно, экономия в издержках от отмены ценового регулирования здесь также в среднем выше. При отмене государственного регулирования цен в стране экономия на процедурах выполнения предписаний их регулирования должна составить 2,31 человека и 841 USD для одного МСП в месяц. Таким образом, экономия для среднего МСП на отмене государственного регулирования цен в год может составить свыше 10 тыс. USD в год. А на 35 тыс. белорусских МСП сумма экономии может составить до 350 млн. USD в год, или около 1% ВВП.

Эти трудовые и финансовые ресурсы могли бы быть направлены на более производительные цели. И дать снижение издержек и цен, рост инвестиций и, в конечном счете, привести к повышению конкурентоспособности белорусских МСП и всей экономики страны.

Между тем законодательство в сфере ценообразования, в частности на продукцию МСП, практически не оказывает влияния на уровень конечных цен и инфляцию. Наоборот, высокие налоги, и дорогостоящее регулирование приводят к росту цен, зачастую более высоких, чем в соседних странах. На уровень инфляции решающее значение сегодня оказывает монетарная политика Национального банка.

Таким образом, на наш взгляд, необходимы изменения в сфере ценового регулирования, направленные на предоставление предприятиям самостоятельности в формировании цен, устранение чрезмерной нагрузки на МСП по выполнению формальных требований ценового законодательства. Среди первоочередных мер по дерегулированию цен в Беларуси можно назвать:

— упрощение процедуры регистрации и изменения цен, вплоть до их полной отмены; отмена законодательно закрепленной необходимости составлять калькуляции для отчета перед органами госуправления, поскольку расчеты затрат цен должны осуществляться самими МСП для внутренних нужд;

— применение более детального и индивидуализированного подхода к определению статуса доминирующего положения на рынке предприятий, в первую очередь МСП, что ведет за собой более адекватное применение к ним норм ценового регулирования.

Либерализация ценового регулирования приведет к снижению издержек предприятий, уменьшению проверок и штрафов, упрощению бизнес среды Беларуси, что будет способствовать повышению эффективности деятельности МСП и повышению их конкурентоспособности.

Анастасия ГЛАМБОЦКАЯ,
Елена РАКОВА,
Исследовательский центр ИПМ

ОТ РЕДАКЦИИ

Итак, за время существования Положения о порядке формирования и применения цен и тарифов, утв. постановлением Минэкономики от 22.04.1999 № 43, в которое за 7 лет было внесено 20 изменений, ценовое регулирование обходится малому и среднему бизнесу страны в 2,8 млрд. USD в год. Если учесть штрафы, взысканные в это время за нарушения ценового законодательства, большинство которых носило весьма формальный характер, пожалуй, накопилась бы сумма, достаточная для выкупа ОАО «Белтрансгаз» или любого другого флагмана отечественной индустрии. И не пришлось бы теперь их отдавать зарубежным толстосумам…