Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №48(2545) от 01.07.2022 Смотреть архивы

USD:
2.5329
EUR:
2.6533
RUB:
4.7397
Золото:
148.81
Серебро:
1.74
Платина:
75.82
Палладий:
152.69
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Сколько стоила разведка, или Деньги из прошлого

Если бы геологи нашли в Беларуси золото, алмазы, нефть, уголь и т.п. в неисчислимых количествах, страна стала бы богатой, народ - счастливым. И, быть может, прекратились бы тогда проблемы налогоплательщиков...

Если бы геологи нашли в Беларуси золото, алмазы, нефть, уголь и т.п. в неисчислимых количествах, страна стала бы богатой, народ - счастливым. И, быть может, прекратились бы тогда проблемы налогоплательщиков.

Статьей 19 Закона от 2002-12-28г. "О бюджете Республики Беларусь на 2003 год" и постановлением Совмина от 4.07.2003 г. № 906 "О возмещении в республиканский бюджет расходов на геологоразведочные работы, выполненные за счет средств республиканского бюджета" установлена обязательность возмещения республиканскому бюджету расходов на геологоразведочные работы, выполненные за счет средств республиканского бюджета. Платить нужно было с 1января 2003 г.

Расходы должны возмещаться субъектами хозяйствования, осуществляющими добычу полезных ископаемых на разведанных за счет средств указанного бюджета месторождениях, путем отчислений в республиканский бюджет в размере 0,1% от стоимости добытых шахтным методом калийных и поваренных солей и 1,6% от стоимости добытых других полезных ископаемых.

Согласно ст. 1 Закона "О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах" (в редакции Закона от 15.07.1998 г. № 192-З) республиканский бюджет - это основной финансовый план формирования и использования денежных средств для обеспечения функций государственных органов, экономического и социального развития Республики Беларусь или соответствующих административно-территориальных единиц (областей, районов, городов, поселков городского типа, сельсоветов).

Основные месторождения в Беларуси открыты либо за счет союзного бюджета, либо еще до революции. "Так, в результате гидрогеологических работ, начатых еще в прошлом веке, территория Беларуси покрыта геолого-геологической съемкой масштаба 1/200000, а значительная часть - 1/50000, оценены естественные ресурсы подземных вод и их эксплуатационные запасы", - цитата из письма Минприроды в адрес одного из предприятий. В том же письме делается предположение, что необходимо учитывать то обстоятельство, что союзный бюджет формировался и за счет БССР, и то, что республика имеет право на свою долю в общесоюзном имуществе соответственно вкладу белорусского народа, в том числе и на геологическую информацию о недрах, которая относится к республиканской собственности, и потому платят все. Никто еще не оспорил, что Беларусь имеет право на часть союзного имущества. Можно помечтать о своей доле богатств Сибири, но кто ж нам ее даст. Ведь Соглашение "О признании прав и регулировании отношений собственности", заключенное государствами - членами СНГ в Бишкеке 9.10.1992 г., оставило права собственности на землю и другие природные ресурсы за теми странами, на территории которых находятся эти объекты.

Однако вернемся к нашим отчислениям за прошлое. Ст. 45 Кодекса РБ "О недрах" установлены виды платежей за пользование недрами. Это могут быть либо отчисления за поиски и разведку месторождений полезных ископаемых, либо отчисления за геологоразведочные работы, выполненные за счет государственного бюджета, либо платежи за пользование геологической информацией, полученной за счет государственных средств.

В ст. 19 Законов "О бюджете Республики Беларусь на 2003 год" и "О бюджете Республики Беларусь на 2004 год" дана разная формулировка источников финансирования геологоразведочных работ. В 2003г. было установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие в установленном порядке добычу полезных ископаемых, возмещают в порядке, установленном Советом Министров, в республиканский бюджет расходы на геологоразведочные работы, выполненные за счет средств бюджета. На 2004 год предусмотрено возмещение в республиканский бюджет расходов на геологоразведочные работы, выполненные за счет средств бюджета. При этом на 2004 год сохранен установленный правительством порядок возмещения в республиканский бюджет расходов на геологоразведочные работы, выполненные за счет средств республиканского бюджета. Постановлением № 906 также определен порядок возмещения расходов на геологоразведку, произведенную только за счет средств республиканского бюджета.

Но налогоплательщики-то добывают полезные ископаемые из месторождений, разведанных за счет средств союзного бюджета, или из карьера (прораб сказал брать здесь). Почему же они должны возмещать расходы не геологоразведку? Может, было бы проще ввести отчисления за поиски и разведку месторождений полезных ископаемых, нежели возмещения в республиканский бюджет за расходы, которые из него не производились?

Есть вопросы и к базе для отчислений: в постановлении № 906 говорится о  стоимости полезных ископаемых. Пунктом 9 Инструкции о порядке исчисления и уплаты в республиканский бюджет отчислений за геологоразведочные работы, выполненные за счет средств этого бюджета, утв. МНС от 2003-10-13 г. № 91/34/135, стоимость добытых полезных ископаемых  в отчетном периоде превращена в фактическую себестоимость добытого полезного ископаемого, сложившуюся у плательщика за отчетный период, определяемую в соответствии с Основными положениями по составу затрат.

С определением фактической себестоимости добытых ископаемых в отчетном месяце для расчета размера возмещений за отчетный же месяц возникают трудности. Фактическая себестоимость известна только на момент составления отчетности за прошедший месяц, и возмещаемые расходы должны быть в нее включены. А в формуле расчета облагаемой базы, приведенной в Инструкции о порядке определения стоимости добытых полезных ископаемых для исчисления размера отчислений за геологоразведочные работы, выполненные за счет средств республиканского бюджета, утв. постановлением Минприроды от 2003-09-22 г. № 31, стоимость добытого полезного ископаемого равна произведению его объема (количества) за отчетный период на  фактическую себе- стоимость единицы объема (количества) добытого полезного ископаемого, сложившуюся у плательщика за отчетный период.

Такая закольцованность расчетов и исходных данных ведет к искажению платежей и себестоимости. Проще было бы выбрать объект аналогично инновационным фондам - себестоимость товаров (работ, услуг) по отчетным данным предыдущего месяца.

Еще больше проблем с базой для возмещения расходов на геологоразведку у небольших предприятий, которые добывают полезные ископаемые для собственного производства, а не на продажу, и потому не калькулирующие фактическую себестоимость добычи. Это колхозы и небольшие строительные (перерабатывающие) предприятия, добывающие гравий или песок для собственных нужд, или производства, предприятия, имеющие скважину и использующие воду исключительно для хозяйственного водоснабжения. Теперь им приходится калькулировать не только готовую продукцию, но и объемы добытых ресурсов исключительно в целях определения облагаемой базы. Естественно, что такая стоимость ресурсов калькулируется по неполной себестоимости (электроэнергия, амортизация, зарплата и налоги на нее, собственно отчисления, услуги других организаций). Это тоже приводит к искажению облагаемой базы и соответственно к санкциям по отчислениям за геологоразведку и налогам, уплачиваемым из прибыли.

Очевидно, что законодателям следовало бы учесть эти проблемы и уточнить оценку объектов для отчислений и источники финансирования геологоразведочных работ. Для успеха поиска...
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений