$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Аренда и лизинг

Сколько брать с ЧУП за аренду

19.02.2008

При сдаче части помещений в аренду индивидуальным предпринимателям в соответствии с Указом Президента от 24.03.2005 № 148 «О неотложных мерах по поддержке предпринимательства» (далее — Указ № 148) предприятие-арендодатель устанавливал размер арендной платы за торговые места, предоставляемые арендаторам на рынках и иных торговых объектах частной формы собственности (далее — торговые объекты), исходя из размера базовой ставки арендной платы согласно приложению с применением коэффициентов 0,6-1,0, установленных облисполкомами и Мингорисполкомом в зависимости от местонахождения торговых объектов в населенных пунктах.

Однако часть арендаторов-индивидуальных предпринимателей в соответствии с Положением о порядке создания индивидуальным предпринимателем частного унитарного предприятия и его деятельности, утв. Указом Президента от 28.06.2007 № 302 (далее — Указ № 302), преобразовались в унитарные предприятия. При этом согласно п.19 Положения юридические лица, предоставившие индивидуальному предпринимателю имущество на условиях договоров аренды (найма), заключают такие договоры с унитарным предприятием на тех же условиях и на оставшийся срок их действия.

Просим разъяснить, вправе ли арендодатель при перезаключении договора аренды с ЧУП применять иные повышающие коэффициенты, нежели установленные облисполкомами в соответствии с Указом № 148? Будет ли это рассматриваться как изменение условий договора аренды в нарушение п.19 Положения, утв. Указом № 302?

При сдаче в аренду торговых мест на рынках и иных торговых объектах частной формы собственности размеры арендной платы должны определяться в соответствии с Указом № 148.

Подпунктом 1.1 п.1 Указа установлено, что размер арендной платы за торговые места, предоставляемые арендаторам на рынках и иных торговых объектах частной формы собственности, определяется арендодателями торговых мест исходя из размера базовой ставки арендной платы согласно приложению к Указу с применением коэффициентов 0,6 — 1,0, установленных облисполкомами и Минским горисполкомом в зависимости от местонахождения торговых объектов в населенных пунктах.

Данная норма регламентирует порядок определения размеров арендной платы за торговые места, предоставляемые арендаторам без определения их категории, в связи с чем она равно относится к арендаторам, являющимся как индивидуальными предпринимателями, так и юридическими лицами.

В связи с этим при предоставлении торговых мест на рынках и иных торговых объектах частной формы собственности субъектам хозяйствования любых организационно-правовых форм, включая частные унитарные предприятия, размеры арендной платы необходимо определять в соответствии с Указом № 148.

Поскольку п.19 Положения о порядке создания индивидуальным предпринимателем частного унитарного предприятия и его деятельности, утв. Указом Президента от 28.06.2007 № 302, обязывает юридических лиц, предоставивших индивидуальному предпринимателю имущество на условиях договоров аренды (найма), заключать такие договоры с частным унитарным предприятием на тех же условиях и на оставшийся срок их действия, то изменений в порядке определения и размерах арендной платы за торговые места по договорам аренды, ранее заключенным с индивидуальными предпринимателями, преобразовавшимися в частные унитарные предприятия, быть не должно.

Подпункт 1.3 п.1 Указа № 148 допускает применение к арендной плате, исчисленной в соответствии с подп.1.1 п. 1 данного Указа, повышающих коэффициентов. Размеры повышающих коэффициентов устанавливаются только по согласованию с председателями облисполкомов и Мингорисполкома и только при наличии экономического обоснования. Применение иных повышающих коэффициентов при определении размеров арендной платы за торговые места, предоставляемые арендаторам на рынках и иных торговых объектах частной формы собственности, Указом не предусмотрено.

В связи с этим при создании индивидуальным предпринимателем частного унитарного предприятия в соответствии с Указом № 302 и перезаключении в связи с этим договора аренды торгового места на рынке или ином торговом объекте частной собственности при определении размеров арендной платы необходимо применять повышающие коэффициенты, согласованные с председателями облисполкомов и Минского горисполкома в соответствии с Указом.

Юрий МАЛЯВКО,экономист

C учетом норм Указа

Организация планирует взять в аренду павильон и осуществлять в нем розничную торговлю. Должны ли учитываться при определении размера арендной платы нормы Указа Президента от 24.03.2005 № 148 «О неотложных мерах по поддержке предпринимательства»?

В соответствии с п.1 принятого в целях реализации данного Указа постановления Совмина от 22.06.2005 № 677 «О торговом месте в торговом объекте и внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12 декабря 2003 г. № 1623» под торговым местом в торговом объекте понимается здание, сооружение (их части), территория для осуществления розничной торговли, если иное не установлено законодательством.

Принимая во внимание, что в арендуемом павильоне будет осуществляться розничная торговля, положения Указа должны учитываться при определении размера арендной платы.

Субаренда — с согласия арендодателя

Индивидуальный предприниматель осуществляет розничную торговлю в двух киосках, расположенных на территории рынка. Может ли он сдавать эти объекты в субаренду?
 
Ответ читайте в печатной версии "ЭГ"
 
Если место позволяет

Организация осуществляет комиссионную продажу бывших в употреблении грузовых автомобилей. Возможно ли для розничной торговли ими использовать территорию, находящуюся рядом с автомастерской и принадлежащую организации на праве арендного пользования?

Юридические лица и ИП розничную торговлю бывшими в употреблении транспортными средствами должны осуществлять в соответствии с Правилами комиссионной торговли непродовольственными товарами, утв. постановлением Совмина от 1.06.2007 № 744.

В соответствии с п.31 Правил комиссионер обязан обеспечить размещение и хранение транспортных средств в условиях, гарантирующих свободный доступ к ним покупателей для осмотра, а также сохранность качества и товарного вида. Иных обязательных условий по продаже бывших в употреблении транспортных средств в определенных торговых объектах законодательством не предусмотрено.

На основании изложенного, организация вправе осуществлять розничную торговлю автомобилями на открытой площадке, расположенной рядом с автомастерской.

Смотря где торгуете

Индивидуальный предприниматель осуществляет розничную торговлю в павильоне с торговым залом, расположенном на территории рынка. Можно ли ему реализовывать здесь алкогольные напитки, табачные изделия и сахар? Какими правилами необходимо руководствоваться?

Ответ в печатной версии "ЭГ".
 
Если места мало

Возможно ли ввиду малого метража торгового места на рынке размещать перед местом образцы товара, манекены, переносные витрины и т. д.?

Согласно Правилам торговли на рынках республики, утв. постановлением № 1623, торговое место на рынке — часть торгового прилавка, торгового ряда или территории рынка для установки передвижных средств развозной и разносной торговли, необходимых для выкладки и продажи товаров и ведения учета их поступления и продажи. В соответствии с пунктами 7 и 18 Правил схема расположения торговых зон и торговых мест, план экспликации рынка определяются его органом управления по согласованию с местным исполнительным и распорядительным органом и органом государственного пожарного надзора.

В то же время следует иметь в виду, что ч. II п.11 Положения о едином налоге с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, утв. Указом Президента от 18.06.2005 № 285 «О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности», предусмотрено, что при продаже товаров на торговых местах на рынках, размер которых превышает установленный размер, к установленной ставке единого налога применяется коэффициент 0,5 за каждое дополнительное торговое место, определенное (предоставленное) собственником рынка. При этом одним торговым местом признается территория, отмеченная на плане экспликации.

Следовательно, собственник рынка вправе предоставлять индивидуальным предпринимателям дополнительные торговые места. При этом он обязан внести соответствующие изменения в план экспликации рынка и в договор аренды в части изменения размера торгового места, а ИП — уплачивать единый налог с применением повышающего коэффициента 0,5 за каждое дополнительное торговое место.

Можно ли осуществлять торговлю яйцом пищевым в павильоне с торговым залом, расположенном на территории рынка?

Если в план экспликации рынка вносятся изменения и павильон определяется как магазин, ИП вправе осуществлять продажу яйца при условии соблюдения санитарных требований. При этом необходимо внести соответствующее изменение в лицензию на розничную торговлю (включая алкогольные напитки и табачные изделия) и общественное питание.

Для решения данного вопроса необходимо обратиться в орган управления рынком.

Отдел торговли «Экономической газеты»