$

2.1449 руб.

2.4102 руб.

Р (100)

3.1690 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

СКЛАДЫ ЗОВУТ

11.08.2009

В Беларуси готовится нормативная база по снижению затоваренности с помощью бизнеса. Что должны учесть разработчики для эффективного претворения в жизнь этой идеи? Ответ искали участники состоявшегося в Минске круглого стола «Организация экспортных поставок: взаимодействие, экономические и административные барьеры».

Белорусский союз предпринимателей уже направил в правительство свои предложения по данному вопросу, сообщил его председатель Александр Калинин. Более того, некоторые из них уже воплощаются в практические решения органов госуправления. В частности, это касается свободного вывоза из страны товаров физическими лицами, принятого на днях Государственным таможенным комитетом.

Еще одно предложение БСП связано с наличием фиксированного налога для индивидуальных предпринимателей. Его уплата при импорте, по мнению А.Калинина, сегодня выглядит странным. «Подобные условия, а может быть, еще более льготные, должны быть при экспорте. Заплатил налог, езжай и торгуй товаром!» — считает он.

При этом торговцы должны свободно распоряжаться валютной выручкой, потому что контролировать ее невозможно. Кроме того, чтобы заработала схема вывоза продукции с участием ИП, нужно еще, как отметил А.Калинин, отменить лицензирование грузоперевозок мелким транспортом.

О том, что к рекомендациям БСП внимательно отнеслись в правительстве, подтвердил на заседании круглого стола заместитель директора департамента по предпринимательству Минэкономики Александр Топилин. По его словам, рабочей группой с участием представителей органов госуправления и бизнес-ассоциаций уже подготовлен проект указа главы государства, в котором нашли отражение эти рекомендации, а также предложения других структур о мерах, стимулирующих ИП заняться экспортом.

Однако сейчас поступило распоряжение «расширить инициативу», распространив ее и на юридических лиц. Поэтому в ближайшее время возможно появление либо двух отдельных нормативных правовых актов на сей счет, либо одного общего, который бы воплотил замысел сориентировать на экспортную деятельность всех предпринимателей страны, независимо от их организационно-правового статуса.

Что касается юрлиц, то рабочая группа продолжает аккумулировать предложения по налоговым стимулам, смягчению административных барьеров, таможенного режима — т. е. по условиям, которые бы одновременно устраивали государство и были выгодны бизнесу.

Достижение баланса интересов, судя по выступлениям участников круглого стола, будет непростой задачей для разработчиков. Не менее сложно в оперативном порядке выявить и учесть в существующем массиве законодательства нормы, отмена, изменение либо дополнение которых позволили бы достичь заявленной цели.

Заместитель директора по финансам ЧТПУП «Политан С» Александр Демко прогнозирует, например, трудности, ожидающие будущих экспортеров во взаимоотношениях с производственниками, которые должны руководствоваться совместным постановлением Совмина и Нацбанка от 9.01.2002 № 18/1, регламентирующим прием наличных денежных средств с использованием кассовых суммирующих аппаратов. «Согласно ему предприятие, чтобы торговать со склада за наличные деньги, тоже должно иметь кассовый аппарат. При этом прием наличных денег многие предприятия считают розничной торговлей, которая лицензируется», — пояснил он.

Кроме того, как считает замдиректора, при покупке товаров в розничной сети для их вывоза за пределы страны возникнут противоречия с правилами, установленными Минторгом. «По его инструкции, если товар куплен в магазине, им нельзя торговать, он может использоваться только для собственного потребления», — отметил А.Демко.

О том, что торговое законодательство в нынешнем виде не будет способствовать реализации экспортной инициативы, говорили и другие участники круглого стола. Например, оно предписывает посредникам указывать в договорах цель приобретения товаров: для собственного производства и (или) потребления, вывоза из Беларуси, оптовой и (или) розничной торговли, переработки на давальческих условиях, поставки для государственных нужд. Однако, если экспортеру не удастся реализовать товар за границей, скажем, из-за плохой конъюнктуры, и он примет решение использовать его в других целях, то он неминуемо попадет в нарушители. В этой связи прозвучало предложение адаптировать к новым условиям Указ Президента от 7.03.2000 № 117 «О некоторых мерах по упорядочению посреднической деятельности при продаже товаров».

Сложности участники круглого стола прогнозируют и в сфере ценообразования. Особенно при реализации товаров, сегодняшняя цена на которые на белорусском рынке выше цен на аналогичную продукцию в России, куда, скорее всего, устремится основной поток предпринимателей-экспортеров. «В этой ситуации надо в нашей стране изменять подход к ценообразованию, — мнение директора УП «Химическое производство» Олега Анискевича. — Предприятия-производители должны иметь возможность формировать те цены, по которым продукция покупается, а не те, что им диктуют различные постановления».

Беларуси следует совершенствовать национальную систему ценообразования в направлении, когда наши товары за рубежом будут дешевле, нежели на родине, считает председатель Республиканского клуба директоров Лоран Аринич. По его словам, примеры других стран убедительно свидетельствуют, что такая политика оправданна. «Необходимо продвинуть товар, продать его, чтобы заработать валюту — вот к чему следует стремиться», — убежден глава РКД.

Еще одним камнем преткновения на пути продвижения отечественных товаров на рынок России являются, по мнению участников круглого стола, действующие правила по зачету НДС, осуществляемые с участием российских партнеров. Как было подчеркнуто, это расходится с мировой практикой, согласно которой «со своим уставом в чужой монастырь не ходят». Требования подтверждения российскими контрагентами налоговых выплат отпугивает потенциальных партнеров. Поэтому нуждается в корректировке соответствующее межгосударственное соглашение по НДС.

Кстати, в случае вывоза белорусской продукции «ипэшниками» этой проблемы не возникает. НДС остается в Беларуси, что, как было подчеркнуто участниками заседания, является «выигрышем для бюджета».

Впрочем, весь спектр барьеров, которые возникнут на пути экспортной инициативы, в начале пути предвидеть вряд ли возможно. В то же время чрезвычайно важно, чтобы государство и бизнес в процессе ее реализации не разочаровались друг в друге. В этой связи прозвучало пожелание «карающий меч оставить в ножнах», даже если деятельность экспортеров не во всем будет соответствовать предписаниям законодательства. Ведь, как гласит народная мудрость, не ошибается тот, кто ничего не делает.

Михал СТЕЛЬМАК


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях