$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

СКЛАД И ОГОРОД©

31.05.2013

Главной задачей текущего момента власти видят разгрузку складов. При этом в ход идут любые методы, о последствиях которых задумываться, по-видимому, некогда.

Запасы готовой продукции на складах на 1 мая достигли 33 359,4 млрд. Br, а их соотношение к среднемесячному объему производства в организациях промышленности в январе–апреле 2013 г. в фактических ценах составило 82,4%. В частности, хотя производство тракторов за 4 месяца т.г. сократилось по сравнению с январем–апрелем 2012 г. на 2,1%, грузовых автомобилей — на 18,7%, на складах на 1 мая оставалось 10,1 тыс. тракторов, (167,5% месячного выпуска), 2336 грузовиков (2-месячный выпуск), 362 прицепа и полуприцепа (198,9%), 594 зерноуборочных комбайна (почти 4-месячный выпуск).

Такой результат вполне логичен. Непонятно, на чем основаны надежды чиновников на благоприятное стечение обстоятельств, которое позволило бы обеспечить запланированный рост экспорта и за его счет — ВВП. По сравнению с I кварталом 2012 г. товарная масса экспорта уменьшилась на 19,4%, импорта — на 6,5%. Средние цены экспорта уменьшились на 1,4%, а импорта — на 2,8%. При этом наиболее существенно сократились физические объемы экспорта инвестиционных (на 27,2%) и промежуточных товаров (на 24,6%), в т.ч. энергетических (на 15,1%) и прочих промежуточных товаров (на 34,2%). Снижение средних цен экспорта наблюдалось по группе промежуточных товаров (на 2,1%), в т.ч. энергетических (на 4,9%). При этом экспорт обрабатывающей промышленности в целом сократился на 21,9%, в т.ч. металлургии — на 8,1%, химической промышленности — на 36,5%, производства машин и оборудования — на 17,8%, транспортных средств и оборудования — на 34,1%. В частности, в I квартале 2013 г. по сравнению с январем–мартом 2012 г. в 2,1 раза сократился физический объем экспорта грузовых автомобилей, на 36,6% — седельных тягачей, на 22,7% — сельхозтехники, на 21,2% — холодильников, морозильников и холодильного оборудования, на 18% — тракторов. Тем не менее предприятия не рискуют снизить объемы производства адекватно падению спроса на внешних рынках — ведь всем спущены прогнозные показатели роста объемов выпуска.

Компенсировать зарубежные потери велено за счет внутреннего рынка. «…Немедленно технику, которая сегодня не будет реализована на экспорт и находится на складах, направить в колхозы и совхозы, — распорядился Президент Александр Лукашенко. — Это не бесплатно. Может быть, в рассрочку. Если кто-то сразу будет покупать, мы ему сделаем хорошую скидку до 25%, а может, и 30%. Губернаторы решат, сколько и какая техника им необходима».

ПЕРВЫМИ в битву с нашествием складских запасов вступили столичные чиновники. Это и неудивительно: на 1 мая на складах минских госпредприятий скопились товары на сумму 9,3 трлн. Br — почти на 65% больше, чем на начало года. Это равноценно потерям городского бюджета в 550 млрд. и потерям ВВП на 650 млрд. Глава Мингорисполкома Николай Ладутько распорядился «сосредоточить усилия на выполнении поставленных задач, в первую очередь обеспечить разгрузку складов и диверсифицировать экспортные поставки».

Сделать это нелегко: в текущем году перечень стран, куда экспортируется столичная продукция, сократился со 144 до 100, а освоен лишь один новый рынок — Руанда. При этом 85% экспорта предприятий Минска приходится на 5 стран, в т.ч. 2/3 — на Россию. Не помогают ни призывы к диверсификации поставок, ни обязательные к исполнению рекомендации импортерам всех форм собственности организовать экспорт белорусской продукции. Впрочем, по данным Мингорисполкома, из 430 оптовых организаций экспортные поставки осуществляют только 1/5. При этом по итогам I квартала совокупный экспорт 83 чистых импортеров составил лишь 4,5 млн. USD.

Несколько проще подключить к разгрузке складов госпредприятия. Как сообщила зампредседателя Мингорисполкома Жанна Бирич, они закупят строительную и коммунальную технику, автобусы. При этом покупателям будет оказана господдержка в виде погашения процентов за пользование банковскими кредитами. «Это позволит помочь предприятиям республиканской формы собственности разгрузить склады в условиях падения спроса на внешних рынках и обновить парк машин в организациях коммунальной формы собственности», — заявила Ж.Бирич, которую цитируют официальные источники.

ВТОРОЙ фронт битвы за неликвиды открывает белорусское село, которое и так является постоянным потребителем отечественной техники. В соответствии с Указом от 2.04.2013 № 143 «Об объемах и источниках финансирования в 2013 году закупки современной сельскохозяйственной техники и оборудования» организациям АПК в текущем году на условиях финансовой аренды (лизинга) должно быть поставлено техники и оборудования более чем на 4 трлн. Br, из которых почти 80% уже отгружено. При этом согласно Указу № 143 на погашение задолженности по лизинговым платежам в текущем году из бюджета планировалось потратить 268,2 млрд. Br. Теперь, как сообщил журналистам заместитель премьер-министра РБ Михаил Русый, для активизации разгрузки складов от техники готовится проект изменений и дополнений в Указ № 143. Если сегодня в нем предусматривается закупка 3433 единиц различной техники (в т.ч. всего 279 тракторов и 87 грузовиков), то теперь, как обещает М.Русый, село заберет еще 2,7 тыс. единиц. Замминистра промышленности РБ Геннадий Свидерский уточнил, что сельхозпредприятиям будут переданы продукция ОАО «Гомсельмаш», «Амкодор», кормоуборочные комбайны, трактора. Но заметим, что в I квартале экспорт только тракторов сократился на 2,8 тыс. единиц, грузовиков — на 1,7 тыс., сельхозтехники — на 2,1 тыс. «Переварит» ли это количество внутренний рынок, не страдающий избытком платежеспособности? Заметим, что согласно постановлению Минэкономики от 4.01.2013 № 1 «О расчетных балансовых показателях прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2013 год» спрос на внешнем рынке на грузовые автомобили, включая седельные тягачи, оценивался в 20 636 машин (на 3,6% меньше, чем в 2012 г.), а на тракторы — в 63 842 (на 13,2% больше), на внутреннем — в 12 683 и 4877 (рост на 4% и 28,3%), из которых отечественная продукция должна была закрыть лишь 44% и 48% соответственно. Получается, что если ситуацию с экспортом не удастся переломить, то его не заменит даже полное импортозамещение.

НЕКОТОРЫЕ нюансы схем передачи раскрыл первый замминистра сельского хозяйства Леонид Маринич. По его словам, техника будет поставляться по Указу № 143 в лизинг на 7 лет. Процентная ставка полностью идет за счет бюджета, 3% маржи оплачивается организациями. По мнению Л.Маринича, это очень выгодные условия. Заметим, что даже они могут оказаться отечественному АПК не по плечу. По итогам I квартала т.г. рентабельность продаж по конечному финансовому результату (без господдержки) составила у сельхозорганизаций всего 1,6%, тогда как год назад достигала 10,6%. Убыточных в АПК (опять же, без господдержки) насчитывается 784, или 51,3% от общего числа, а сумма их убытка выросла с 173,5 млрд. Br в I квартале 2012 г. до 514 млрд. сейчас. В придачу кредиторская задолженность сельхозорганизаций выросла с начала года более чем в 1,5 раза, до 28,2 трлн. Br, из которой почти 5 трлн. — просроченная. Задолженность по кредитам и займам выросла на 49%, до 33,6 трлн. Br. Для сравнения: весь объем выпуска сельхозпродукции в прошлом году составил 100,8 трлн. Br, а за 4 месяца т.г. — 19,8 трлн. Кредитовать и далее отрасль при таких показателях — одно удовольствие.

В любом случае формула разгрузки складов выведена: изыскать в бюджете средства для удешевления процентов, провести «серьезную работу» с промышленными предприятиями «на предмет снижения цены по отдельным позициям». Осталось узнать, что получится при подстановке в эту формулу цифр и фактов. Вероятно, результат этой работы адекватно скажется на рентабельности промышленности, которая в I квартале т.г. и так упала на треть по сравнению с аналогичным периодом 2012 г. Налогоплательщикам разгрузка складов тоже обойдется недешево. Только экспортная поддержка МАЗа, БелАЗа и МТЗ в 2013 г. запланирована в объеме 545 млрд. Br (около 65 млн. USD). Эти средства должны быть потрачены за счет бюджета на компенсацию процентных ставок по льготным кредитам, которые банки-нерезиденты предоставляют на покупку продукции названных предприятий (сегодня соглашения о компенсации ставок имеются с российскими Сбербанком и ВТБ, ведутся переговоры с банками Казахстана). В 2010 г. экспортная поддержка предприятий Минпрома составила 11,6 млрд. Br, в 2011-м — 133,1 млрд., а в 2012-м — 418,1 млрд. Таким образом, белорусы из года в год все больше приплачивают иностранцам, чтобы они купили нашу продукцию. Теперь придется доплачивать и своим потребителям. Наверно, стоит прислушаться к словам вице-премьера М.Русого, мудро посоветовавшего — знать, выгодно ли производство товара: «Если не выгодно, не стоит и начинать».

Роман КУНИЦКИЙ

Вадим ЛЕБЕДЕВ


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях