$

2.1472 руб.

2.4250 руб.

Р (100)

3.1620 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

СКАЖИ МНЕ, КТО ТВОЙ ДЕПОЗИТАРИЙ...©

25.09.2012

В ближайшее время на обслуживание в государственные депозитарии перейдут более 500 АО, в которых государство владеет контрольным пакетом акций. То, что это окажет определенное негативное влияние на стабильность функционирования депозитарной системы в стране, признает даже Минфин, разработавший механизм такого перехода.

В письме о реализации плана мер по переводу на обслуживание в государственные депозитарии акционерных обществ, созданных на базе госсобственности, Минфин предложил представителям государства инициировать соответствующие решения через наблюдательные советы, утвердить обслуживание в новых депозитариях и условия договоров с ними.

Перечень из 6 государственных депозитариев уже сформирован и согласован с ГКИ и Нацбанком, он включает 3 небанковских депозитария — РУП «Республиканский центральный депозитарий ценных бумаг», коммунальное дочернее УП «Межрегиональный депозитарно-клиринговый центр», депозитарий ОАО «БВФБ» и 3 банковских — в ОАО «Беларусбанк», ОАО «Белагропромбанк» и ОАО «Белорусский банк развития и реконструкции «Белинвестбанк».

По мнению ГКИ, предложения Минфина позволят перевести АО в государственные депозитарии не в порядке разовой кампании, а установят единый порядок депозитарного обслуживания эмитентов. В дальнейшем основанием для перевода на обслуживание в госдепозитарии будет еще и увеличение доли государства в уставных фондах АО (в случае приобретения государством контрольного пакета акций), а также преобразование государственных УП в ОАО.

При этом чиновники признают, что предоставление только государственным депозитариям прав на обслуживание АО, созданных на базе госсобственности, ставит в неравное положение другие депозитарии, не позволяя им на равных условиях вести депозитарную деятельность и конкурировать в этом сегменте.

Первая реакция рынка уже последовала: представитель регионального депозитария, позвонивший в редакцию, сообщил, что находившиеся на обслуживании 7 АО с контрольной долей государства уже «взяли под козырек», и это ставит депозитарий на грань закрытия.

По оценкам профучастников, предложения министерства, подготовленные по поручению правительства, призваны упредить неконтролируемое перераспределение акций. В ситуации, когда ценные бумаги госпредприятий находятся в независимых депозитариях, сразу достаточно сложно отследить, что с ними происходит, а собственник всегда опасается утечки информации заинтересованным лицам, например, такой — сколько акционеров хотело бы продать свои акции и кто конкретно.

Поскольку депозитарии, как правило, обладают и брокерской лицензией, то, возможно, лишившись части доходов, мелкие участники все-таки не «умрут», а попытаются зарабатывать на брокерских услугах. Тем не менее предложения Минфина влекут кардинальный передел рынка депозитарных услуг. При этом АО с контрольной долей государства никаких дополнительных преимуществ от перевода в госдепозитарии не получат.

Среди других нюансов — инициатива Минфина ущемляет интересы российского инвестора — Сбербанка РФ, купившего белорусский БПС-банк со значительным количеством клиентов на обслуживании в депозитарии. Теперь, судя по всему, БПС-банк лишится существенной части дохода от депозитарных услуг. Впрочем, как и БелВЭБ, и Приорбанк.

Корреспондент «ЭГ» обратился к руководителю одного из крупных банковских депозитариев с просьбой прокомментировать, как же отразится на его деятельности уход клиентов-госпредприятий. Ответ звучал удручающе: «Уйдут значимые для нас эмитенты, и уже сейчас очевидно, что условия их обслуживания ухудшатся, т.к. государственные депозитарии предлагают более высокие тарифы. Конечно, понятна обеспокоенность государства тем, чтобы не было неподконтрольного движения мелкого акционерного капитала без уведомления государства об этом».

Далее наш собеседник сказал, что в этой ситуации ничего нового нет — банки неоднократно сталкивались с фактами недобросовестной конкуренции со стороны государства (например, когда было негласное правило об открытии счетов госпредприятиями только в государственных банках). Но следует принимать во внимание право собственника на выбор, где ему находиться на обслуживании, даже если он вынужден платить больше. Естественно, что собственник выбирает того, кому больше доверяет, и это не вопрос уровня тарифов. Кроме того, государству удобнее, когда реестры акционеров сосредоточены в 3–4 депозитариях, а не рассредоточены в регионах, куда и дозвониться не всегда возможно.

«Больше всего пострадают те депозитарии, для которых обслуживание госпредприятий является основным источником дохода. Это те, кто на начальном этапе приватизации пригласил к себе на обслуживание большое количество заводов, несмотря на наличие доли государства в их уставном капитале. Эти предприятия составляют основную долю клиентов небольших депозитариев», — полагает источник.

Схожая ситуация наблюдалась в Украине в 2006 г. и, по оценкам аналитиков, она привела к номенклатурному переделу собственности в «подковерном режиме». Впрочем, чиновники всегда готовы сказать: «А что плохого в том, что государство пытается лучше контролировать движение акционерного капитала, это повышает эффективность управления активами?». Встречный вопрос — а то, что госкомпании страхуются только у государственных страховщиков, отразилось позитивно на их эффективности?

Миноритарным акционерам (частным лицам) в ближайшее время придется для себя решить: обязаны ли они хранить свои бумаги в том же депозитарии, где хранит свои бумаги государство? Это вопрос и их выбора, а не только наблюдательного совета или АО в целом.

Мы попытались персонифицировано представить, кому же из крупных предприятий придется в ближайшее время последовать рекомендациям Минфина? Например, придется сменить депозитарное обслуживание ОАО «МАПИД», которое до последнего времени было клиентом у компании «ЛидерИнвест», ОАО «Бабушкина крынка» и ОАО «Светлогорский ЦКК» обслуживались в «Агрокапитале», ОАО «Могилевжелезобетон» и ОАО «Строммашина» — в БПС-банке, ОАО «Мозырьсоль», как и ОАО «Минский маргариновый завод», и ОАО «Минский комбинат хлебопродуктов», держали свой реестр в УП «ЭСПАС». А вот витебское ОАО «Молоко» — в УП «Совмедиа», ОАО «БелАЗ» — в депозитарии БПС-банка, ОАО «БАТЭ» — в ООО «Акция», ОАО «ГродеоАзот» — в депозитарии «Приорбанка», ОАО «Гомельская птицефабрика», ОАО «Гомельский жиркомбинат» и ОАО «Гомельстекло» — в ЗАО «Капитал-Актив». Этим и многим другим АО предстоит «сменить ориентацию» в депозитарном обслуживании, а депозитариям, которые утратят своих клиентов, — найти рецепт выживания. До сих пор инфраструктура белорусского рынка депозитарных услуг считалась лучшей в СНГ, останется ли она таковой в результате проводимой реформы?

Анастасия ГРИГОРЬЕВА