Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2543
EUR:
3.4694
RUB:
3.4845
Золото:
244.3
Серебро:
2.9
Платина:
96.99
Палладий:
106.3
Назад
Факты, комментарии
11.02.2011 7 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

СИСТЕМНЫЙ НЕДОСТАТОК РУЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ ЭКСПОРТОМ

Обсуждение проекта Национальной программы развития экспорта на 2011–2015 гг. прошло 8 февраля на заседании президиума Совмина страны. Перед правительством стоит сложная задача: увеличить экспорт товаров в 2,2 раза, услуг — не менее чем втрое, в 2014 г. выйти на нулевое сальдо внешней торговли и к 2015 г. — на положительное, чего не удается уже 15 лет.

Обсуждение проекта Национальной программы развития экспорта на 2011–2015 гг. прошло 8 февраля на заседании президиума Совмина страны. Перед правительством стоит сложная задача: увеличить экспорт товаров в 2,2 раза, услуг — не менее чем втрое, в 2014 г. выйти на нулевое сальдо внешней торговли и к 2015 г. — на положительное, чего не удается уже 15 лет.

Открывая заседание, премьер-министр Михаил Мясникович отметил, что в 2010 г. был получен худший результат: отрицательное сальдо торговли товарами достигло 9,7 млрд. USD. «Это крайне негативный показатель, — заявил глава правительства, — который не только портит картину, но и серьезно сказывается на состоянии валютного рынка и реального сектора экономики».

Как известно, в соответствии с решениями главы государства, в текущей пятилетке отраслевые министерства будут отвечать не только за результаты работы подведомственных предприятий, но и общие результаты соответствующего вида деятельности, а губернаторы — в целом за результат работы региона. Однако пока премьер-министр обнаружил заметную разницу между ведомственными и отраслевыми показателями. Например, в сводной таблице по закрепленным за Минпромом позициям значится 15 млрд. USD экспорта, а в разделе «министерства» — 10 млрд., Минстройархитектуры — 420 млн. и 1,4 млрд. соответственно. По мнению премьер-министра, это не статистическая ошибка, а системный недостаток. Кроме этого, есть министерства, которые выпадают из общего контекста стоящих задач, добавил М.Мясникович. К примеру, Минздрав запланировал рост экспорта услуг гораздо меньше, чем в целом по стране. «А на кого переложить остальное?» — задал вопрос М.Мясникович.

Таких добровольцев явно не хватает. Глава МИДа Сергей Мартынов сообщил, что не все ведомства подтвердили готовность выйти на заданные параметры. В частности, концерн «Белбиофарм» готов увеличить экспорт фармацевтической продукции за пятилетку в 2,5 раза, в то время как в проекте программы ему назначен рост в 4 раза, Минсельхозпрод согласовал увеличение объемов экспорта в 2,2 раза, а в программе заложено трехкратное, для Минспорта заложен рост экспорта в 3,5 раза, а оно готово лишь к 2-кратному. Амбразуру готов закрыть лишь Мингорисполком, который не только запланировал рост экспорта в 5 раз, но и расписал, как будет двигаться к поставленной цели. В остальных регионах планы поскромнее, а с конкретикой и реализмом еще хуже. Так, глава правительства отметил, что, к примеру, по Могилевской и Брестской областям кроме общих слов типа «расширение», «повышение7 и «дальнейшее развитие» ничего конкретного нет. Витебск планирует развивать экспорт за счет собственной силиконовой долины, Гродно — вывозить дезинфицирующие препараты нового поколения. «Интересно знать, какие это такие замечательные вещи будут производить в Гродно», — поинтересовался премьер-министр. Еще одним системным недостатком проекта программы Михаил Мясникович назвал отсутствие четкого подраздела по Таможенному союзу и Единому экономическому пространству. «Я уже второй раз обращаю внимание, что после ратификации договорной базы по ЕЭП все в правительстве успокоились, считая, что все будет происходить само собой, — подчеркнул премьер-министр. — Реального наполнения я пока не вижу, инициатив со стороны министерств и тех, кто координирует эту работу, тоже нет».

Недостаточно проработанным счел М.Мясникович и раздел, касающийся системы мониторинга выполнения показателей проекта программы, написанный, по мнению премьер-министра, очень общо. «Нам в этом важном деле придется долго работать в ручном режиме, я бы попросил, чтобы этот раздел был прописан скрупулезно и детально», — заявил руководитель правительства.

В свою очередь, председатель Правления Нацбанка Беларуси Петр Прокопович усомнился в возможности выхода на положительное сальдо внешней торговли к концу нынешней пятилетки. Ведь в текущем году темп рост экспорта запланирован в 115,9%, а импорта — 115,8%, т.е. они почти одинаковы. Между тем для победы над дефицитом торгового баланса и избежания дефолта нужно, чтобы темпы роста экспорта были на 10% больше, чем импорта. Правда, С.Мартынов надеется, что требуемое опережение появится после 2011 г. и помогут в этом стимулирующие механизмы реализации экспортной стратегии. При этом возможно потребуется корректировка отраслевых показателей внешнеторгового сальдо, установленных на пятилетку постановлением Совмина от 30.09.2010 № 1419. Соответствующий проект внесен Минэкономики в правительство.

Эти замечания могут навести стороннего наблюдателя на мысль, что с «системностью» в программе вообще неважно. Более того, иные чиновники, кажется, сами слабо верят в достижение ими же сочиняемых прогнозов. Ведь если бумага легко стерпит 2–3–5-кратный рост, то спрогнозировать риски сбыта за рубежом отечественных товаров и их хеджирование на 5 лет или хотя бы на год куда сложнее. А ведь экзаменовать прогнозы будет не только вышестоящее начальство, но и конъюнктура мировых рынков — капризная и трудно предсказуемая. Что до размера и знака сальдо внешней торговли, то его предопределяет сама структура отечественной экономики, унаследованная от СССР. Если с потребительским импортом можно бороться запретами и ограничениями, то сократить ввоз промежуточных товаров гораздо сложнее: материало- и энергоемкий «сборочный цех» потребляет слишком много импортных сырья, материалов и комплектующих. Без них многие виды продукции выпустить не удастся или же они окажутся неконкурентоспособными. Выходом могла бы стать структурная перестройка экономики, включая рассмотрение вопроса о целесообразности существования иных предприятий, производящих порой на экспорт планово-убыточную продукцию. Но такая задача пока не стоит, зато «ручные методы» по-прежнему в ходу.

В итоге президиум Совета Министров в целом одобрил проект программы, поручив МИДу и Национальной академии наук совместно с заинтересованными доработать ее и в сжатые сроки вернуть в правительство для окончательного утверждения. Пятилетка-то уже началась. К примеру, аналогичная программа на 2006–2010 годы была заблаговременно принята постановлением Совмина от 30.09.2005 № 1081. Что, впрочем, не помогло избежать трудностей с ее выполнением, особенно в последние годы...

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by