$

2.0884 руб.

2.4436 руб.

Р (100)

3.1453 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

СИСТЕМНЫЙ НЕДОСТАТОК РУЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ ЭКСПОРТОМ

11.02.2011

Обсуждение проекта Национальной программы развития экспорта на 2011–2015 гг. прошло 8 февраля на заседании президиума Совмина страны. Перед правительством стоит сложная задача: увеличить экспорт товаров в 2,2 раза, услуг — не менее чем втрое, в 2014 г. выйти на нулевое сальдо внешней торговли и к 2015 г. — на положительное, чего не удается уже 15 лет.

Открывая заседание, премьер-министр Михаил Мясникович отметил, что в 2010 г. был получен худший результат: отрицательное сальдо торговли товарами достигло 9,7 млрд. USD. «Это крайне негативный показатель, — заявил глава правительства, — который не только портит картину, но и серьезно сказывается на состоянии валютного рынка и реального сектора экономики».

Как известно, в соответствии с решениями главы государства, в текущей пятилетке отраслевые министерства будут отвечать не только за результаты работы подведомственных предприятий, но и общие результаты соответствующего вида деятельности, а губернаторы — в целом за результат работы региона. Однако пока премьер-министр обнаружил заметную разницу между ведомственными и отраслевыми показателями. Например, в сводной таблице по закрепленным за Минпромом позициям значится 15 млрд. USD экспорта, а в разделе «министерства» — 10 млрд., Минстройархитектуры — 420 млн. и 1,4 млрд. соответственно. По мнению премьер-министра, это не статистическая ошибка, а системный недостаток. Кроме этого, есть министерства, которые выпадают из общего контекста стоящих задач, добавил М.Мясникович. К примеру, Минздрав запланировал рост экспорта услуг гораздо меньше, чем в целом по стране. «А на кого переложить остальное?» — задал вопрос М.Мясникович.

Таких добровольцев явно не хватает. Глава МИДа Сергей Мартынов сообщил, что не все ведомства подтвердили готовность выйти на заданные параметры. В частности, концерн «Белбиофарм» готов увеличить экспорт фармацевтической продукции за пятилетку в 2,5 раза, в то время как в проекте программы ему назначен рост в 4 раза, Минсельхозпрод согласовал увеличение объемов экспорта в 2,2 раза, а в программе заложено трехкратное, для Минспорта заложен рост экспорта в 3,5 раза, а оно готово лишь к 2-кратному. Амбразуру готов закрыть лишь Мингорисполком, который не только запланировал рост экспорта в 5 раз, но и расписал, как будет двигаться к поставленной цели. В остальных регионах планы поскромнее, а с конкретикой и реализмом еще хуже. Так, глава правительства отметил, что, к примеру, по Могилевской и Брестской областям кроме общих слов типа «расширение», «повышение7 и «дальнейшее развитие» ничего конкретного нет. Витебск планирует развивать экспорт за счет собственной силиконовой долины, Гродно — вывозить дезинфицирующие препараты нового поколения. «Интересно знать, какие это такие замечательные вещи будут производить в Гродно», — поинтересовался премьер-министр. Еще одним системным недостатком проекта программы Михаил Мясникович назвал отсутствие четкого подраздела по Таможенному союзу и Единому экономическому пространству. «Я уже второй раз обращаю внимание, что после ратификации договорной базы по ЕЭП все в правительстве успокоились, считая, что все будет происходить само собой, — подчеркнул премьер-министр. — Реального наполнения я пока не вижу, инициатив со стороны министерств и тех, кто координирует эту работу, тоже нет».

Недостаточно проработанным счел М.Мясникович и раздел, касающийся системы мониторинга выполнения показателей проекта программы, написанный, по мнению премьер-министра, очень общо. «Нам в этом важном деле придется долго работать в ручном режиме, я бы попросил, чтобы этот раздел был прописан скрупулезно и детально», — заявил руководитель правительства.

В свою очередь, председатель Правления Нацбанка Беларуси Петр Прокопович усомнился в возможности выхода на положительное сальдо внешней торговли к концу нынешней пятилетки. Ведь в текущем году темп рост экспорта запланирован в 115,9%, а импорта — 115,8%, т.е. они почти одинаковы. Между тем для победы над дефицитом торгового баланса и избежания дефолта нужно, чтобы темпы роста экспорта были на 10% больше, чем импорта. Правда, С.Мартынов надеется, что требуемое опережение появится после 2011 г. и помогут в этом стимулирующие механизмы реализации экспортной стратегии. При этом возможно потребуется корректировка отраслевых показателей внешнеторгового сальдо, установленных на пятилетку постановлением Совмина от 30.09.2010 № 1419. Соответствующий проект внесен Минэкономики в правительство.

Эти замечания могут навести стороннего наблюдателя на мысль, что с «системностью» в программе вообще неважно. Более того, иные чиновники, кажется, сами слабо верят в достижение ими же сочиняемых прогнозов. Ведь если бумага легко стерпит 2–3–5-кратный рост, то спрогнозировать риски сбыта за рубежом отечественных товаров и их хеджирование на 5 лет или хотя бы на год куда сложнее. А ведь экзаменовать прогнозы будет не только вышестоящее начальство, но и конъюнктура мировых рынков — капризная и трудно предсказуемая. Что до размера и знака сальдо внешней торговли, то его предопределяет сама структура отечественной экономики, унаследованная от СССР. Если с потребительским импортом можно бороться запретами и ограничениями, то сократить ввоз промежуточных товаров гораздо сложнее: материало- и энергоемкий «сборочный цех» потребляет слишком много импортных сырья, материалов и комплектующих. Без них многие виды продукции выпустить не удастся или же они окажутся неконкурентоспособными. Выходом могла бы стать структурная перестройка экономики, включая рассмотрение вопроса о целесообразности существования иных предприятий, производящих порой на экспорт планово-убыточную продукцию. Но такая задача пока не стоит, зато «ручные методы» по-прежнему в ходу.

В итоге президиум Совета Министров в целом одобрил проект программы, поручив МИДу и Национальной академии наук совместно с заинтересованными доработать ее и в сжатые сроки вернуть в правительство для окончательного утверждения. Пятилетка-то уже началась. К примеру, аналогичная программа на 2006–2010 годы была заблаговременно принята постановлением Совмина от 30.09.2005 № 1081. Что, впрочем, не помогло избежать трудностей с ее выполнением, особенно в последние годы...


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях