$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

«СИСТЕМНО УПРАВЛЯТЬ КАЧЕСТВОМ НЕТРУДНО И ВЫГОДНО»

25.01.2008

Моя визави — директор по качеству-начальник отдела технического контроля Белорусского металлургического завода — акцент делает и на первом, и на последнем словах. Верность последнего суждения подтверждают цифры: в прошлом году предприятие отгрузило потребителям продукции на 1,418 млрд. USD. Прибыль от реализации (при удельном весе экспорта 86,4%) составила около 250 млн. USD. Сальдо внешней торговли превысило 492 млн. USD. С 53 в 2004 г. до 33 в 2007 г. снизилось количество рекламаций, финансовые потери от которых в себестоимости продукции за 11 мес. составили 0,002%. Производительность труда в расчете на одного работающего возросла с 74,3 тыс. USD в 2005 г. до почти 105 тыс. USD в 2007 г. И все это в значительной степени — благодаря высокому качеству заводских изделий.

Нет оснований сомневаться в значимости и первого утверждения топ-менеджера по качеству: Е.ПЕРЕТЯГИНА трудится на БМЗ со дня его основания. Прошла, как говорят, путь от рядового контролера до своей нынешней должности и самым непосредственным образом участвовала в создании заводской системы управления качеством, признанием эффективности которой стал «именной» диплом победителя прошлогоднего республиканского конкурса «Лучший менеджер по качеству».

— Елена Анатольевна, что же это такое — системный подход?

— Я вкладываю в это понятие не наличие на предприятии какой-то системы менеджмента — разработать и внедрить ее несложно. Обходится, правда, недешево, но если ты производишь продукцию или выпускаешь потребительские товары и тем более экспортируешь их — без следования лучшим мировым технологиям и стандартам не обойтись. Научиться работать с ней тоже нетрудно — сегодня все расписано в регламентах, инструкциях и других документах. Основное здесь, на мой взгляд, это постоянство в обращении к системе как эффективному инструменту обеспечения качества продукции и его контроля. Если хотите — это система работы с системой: постоянный анализ, самооценка, поддержка, контроль и т. д.

Не реже одного раза в месяц под руководством генерального директора у нас проходят общезаводские совещания по качеству, на которых рассматриваются результаты деятельности структурных подразделений и принимаются соответствующие корректирующие и упреждающие решения с указанием сроков исполнения и ответственных. Ежегодно разрабатывается такой документ, как «Политика РУП «БМЗ» в области качества», приоритет в которой отдан потребителю. Оценка его удовлетворенности нашим вниманием в соответствии со специальным стандартом предприятия производится по таким критериям, как качество продукции при поставке, при входном контроле и при переработке в производстве, соблюдение сроков поставок и полнота указываемых в сопроводительных документах сведений, оперативность и результативность взаимодействия по решению возникающих вопросов и др.

Составной частью бизнеса РУП стало ежегодное анкетирование потребителей металлопродукции, проводимое с целью исключения и предупреждения причин их неудовлетворенности. Результативность этого мероприятия подтверждается ростом доверия партнеров к нашему предприятию, рассчитываемого по специальной методике. По продукции металлургического производства она, скажем, достигла 90,7%, метизного — 90,0%. Высока и их лояльность к торговой марке БМЗ — к настоящему времени постоянными потребителями являются практически все наши клиенты.

— Насколько продукция БМЗ конкурентоспособна на основных рынках сбыта?

— По результатам работы за 2006 г. и по итогам ежеквартальной оценки поставщиков, проводимой ОАО «Нижнекамскшина» (Россия), завод признан «надежным» поставщиком металлокорда, по результатам проведенных аудитов фирмы-потребители метизной продукции («Манули» (Италия), «Мишлен» (Франция)) также выставили высокие положительные оценки. По результатам сомооценки сотрудничества с той же «Мишлен» рейтинговая оценка за I полугодие 2007 г. составила 88,4 балла, в 2006 г. она была 86,8 балла.

Фирма «GATES» в 2007 г. оценила систему менеджмента качества предприятия в 98,43% и присвоила нам класс супер-поставщика. Так же высоко оценивают нашу продукцию другие потребители, которые видят, что система качества на БМЗ дает возможность постоянно совершенствовать деятельность и гарантирует стабильность.

— Конечно, ваше предприятие специфическое, но основные-то принципы организации управления качеством для всех одинаковы, и, наверное, с ними стоит познакомить тех, кто только приступает к этой работе.

— О некоторых я уже сказала. Из других прежде всего надо отметить лидерство, заинтересованность самого руководителя (к слову, именно так повел себя когда-то гендиректор БМЗ Юрий Феоктистов, те же принципы исповедуют нынешний руководитель Николай Андрианов и главный инженер Виктор Маточкин). А когда тебя понимают и поддерживают «наверху» — работать легко.

Не обойтись без наличия команды единомышленников. У нас не принято отказываться от участия в решении вопросов качества только потому, что за него отвечает другая структура. Придти на помощь, разумеется, в силу своей компетентности готов любой.

И, наконец, важно вовлечение в работу над качеством всего персонала. Не должны только руководители, закрывшись в своих кабинетах, что-то придумывать и потом требовать от подчиненных: делай так, как я сказал.

У нас месяца за три до истечения года по всем подразделениям рассылается проект программы качества на следующий календарный год, и каждый работник, во-первых, знакомится с ним, во-вторых, волен предлагать самые невероятные идеи. Естественно, при дальнейшей работе над проектом все наносное отметается. Но если что-то, что на первый взгляд выглядело как «бред», оказывается обоснованным, обеспечено инвестиционным ресурсом и сулит дополнительную прибыль, идея принимается и реализуется (к слову, под моим контролем), а ее автор получает заслуженное вознаграждение.

Работаем по принципу: намечаем — исполняем — контролируем и улучшаем. И все четко прописано, кто за что отвечает, когда задание исполняется т. д. И так по всем подразделениям.

Или такой вот пример. У нас 36 сертификатов соответствия на продукцию и 5 на систему качества. Однако такие компании-потребители, как «Мишлен», «Континенталь», «Гудийир» и ряд других не требуют их наличия, но перед перезаключением контрактов обязательно приезжают на предприятие и проводят свои аудиты, причем проверяют всю систему менеджмента. Аудит начинается с беседы с гендиректором, затем следуют встречи с топ-менеджерами, управленцами более низкого звена и заканчивается все разговорами с персоналом. То есть проверяющий приходит в цех, может остановить работника на пути в столовую и поинтересоваться: а вы знаете, зачем на заводе система качества? Что и где о ней написано? По какому стандарту работаете? Что знаете о таком-то стандарте? То есть постепенно вопросы усложняются. Причем нам, сопровождающим, в разговор вступать запрещается. И знаете, ни разу не довелось краснеть за людей. Приятно, что они в курсе дела, и не потому, что мы им что-то здесь вдалбливаем, натаскиваем на эти знания, а потому что забота о качестве стала у нас действительно корпоративной идеей.

— Материально она как поощряется?

— Ежегодно в феврале во время форума «Профессиональный Олимп» вручаем дипломы и премии победителям соревнования по 9 различным номинациям: лучший цех года — основной и вспомогательный, лучший руководитель, лучший молодой руководитель. Естественно, поощряется и работа по повышению качества, обновлению ассортимента выпускаемой продукции.

С другой стороны, постоянный анализ ситуации позволяет оперативно выявлять причины брака, и если это, скажем, разгильдяйство работника, ему приходится компенсировать понесенные издержки. А учитывая, что наша продукция — дорогостоящая, все стараются работать очень аккуратно, с оглядкой на требования стандартов.

— Какие вопросы Вас теперь беспокоят больше всего?

Приступаем к созданию единой системы менеджмента, включающей в себя вопросы качества продукции, охраны окружающей среды и безопасности труда, финансов и подготовки кадров, социальной ответственности и другие. В нынешнем году предстоит сертифицировать на соответствие европейским стандартам трубное производство — уже продаем свои трубы в Италию, Чехию, другие страны. Сертификация — дело добровольное, но «меченая» продукция гораздо дороже.

Еще никто в республике этого не делал, а неизвестное всегда настораживает. Вдруг какой-то нюанс мы не учли, и он может «выскочить» при аудите. Потому волнуемся.

Беседовал Федор ЗАЯЦ


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях